«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 61% |
Как явствует из этих моих ответов, вопрос о передаче документов по агентурной сети действительно был непростым, и автор вышеприведенной заметки в "Независимой газете" явно поторопился с выводами. В этой связи в дополнение к сказанному считаю необходимым и более того крайне важным довести до сведения общественности, что по инициативе нашей комиссии было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О временном порядке доступа к архивным документам и их использования" (No 3088-1 от 19 июня 1992 г.): Постановление четко регулировало этот вопрос, в нем, в частности, говорилось:
- Архивные документы, а также справочники к ним предоставляются для использования всем гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, в том числе на равных основаниях гражданам и организациям других государств.
- Ограничения на доступ к архивным документам или части содержащейся в них информации устанавливаются только в отношении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, на срок до 30 лет со времени их создания, если иное не установлено законом. Сокращение или увеличение указанного срока допускается с разрешения Президиума Верховного Совета РФ.
- Допуск к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни гражданина, разрешается через 75 лет после их создания. Ранее этого срока доступ к таким документам может быть разрешен самим гражданином, а после его смерти, - его наследниками.
- Правительству Российской Федерации по представлению Роскомархива утвердить порядок выдачи лицензий на использование архивных документов в коммерческих целях.
- Установить, что пользователи архивных документов несут ответственность за их использование.
Мне представляется, что Постановление, с одной стороны, значительно смягчало режим секретности, который окружал архивы Госбезопасности, а с другой стороны, ставило заслоны перед их недобросовестным использованием, надежно защищая права граждан России. На мой взгляд, это был самый верный шаг на пути общей демократизации работы органов ГБ.
На примерах Литвы и Латвии я уже показывал, что после распада СССР во многие бывшие братские республики были срочно вызваны "руководящие консультанты" с Запада, в том числе и военные специалисты. Новым лидерам этих стран в таком подходе виделись пути быстрого избавления от пороков советского времени. Не стала исключением и Эстония. Президент Леннарт Мери, видимо, не испытывая доверия к бывшим офицерам Советской Армии, пригласил на должность командующего силами обороны американца эстонского происхождения отставного полковника Александера Эйнсели. (Забегая вперед, скажу, что этот вариант, конечно, оказался неудачным, через некоторое время Эйнсели пришлось заменить).
Этот человек родился в 1932 году, а в 1944 году перед наступлением Советской Армии его семья покинула Эстонию. Эйнсели вступает в армию США, участвует в двух войнах - корейской и вьетнамской, становится полковником. Последняя должность перед уходом в отставку в 1985 году - помощник председателя Комитета начальников штабов по вопросам отношений со странами Восточной Европы. В апреле 1993 года Эстонское Госсобрание утвердило его главнокомандующим, а спустя два месяца он получил генеральское звание.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||