«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 37%


         Требуется изменение привычной для членов группы обстановки. Нужен подбор такого времени и места, которые бы как можно больше отличались от ситуации обычных дискуссий. Руководитель должен заботиться о создании неформальности атмосферы. Во время проведения "мозговой атаки" необходимо размещение участников рядом друг с другом, лучше всего в круг - тот факт, что участники команды сидят бок о бок, сам по себе стимулирует желание сообща заняться проблемой.
         Все собираются в одной комнате вокруг круглого стола - не должно быть ни "галерки", ни "президиума": это очень важно для облегчения психологического барьера "начальник - подчиненный", здесь все равны. Руководитель занимает позицию не ведущего, а просто присутствующего. По одним рекомендациям жестко определяется время обсуждения - в этом случае дефицит времени порождает стресс, стимулирующий мозговую деятельность, по другим - время обсуждения может быть увеличено до тех пор, пока не иссякнет источник стимулирования идей и участники не устанут.
         Требуется раздача участникам вспомогательных материалов.
         Поощряется генерация идей, выдвижение возможно большего количества идей, подхода к обсуждаемой проблеме со всех сторон, принятие к сведению даже "диких" идей, так как при появлении идей, находящихся вне сферы возможного, группа начинает в ответ генерировать другие варианты, которые реальны и о которых никто прежде не задумывался.
         Свободные ассоциации чаще появляются при коллективной деятельности каждого индивида и стимулируются при этом двумя импульсами. Как только у члена коллектива возник замысел, это автоматически стимулирует его на разработку следующих замыслов. Это способствует возникновению ассоциаций у всех остальных членов коллектива. Следующим импульсом воображения является соревнование, соперничество. Так как творчество в значительной степени зависит от прилагаемого усилия, соревнование мотивирует затрату усилий. "Мозговая атака" использует эти усилия одновременно.
         Руководитель коллектива обращает внимание его членов на четыре основных правила проведения "мозгоатакующего" совещания:
         - Критика исключена; внесение суждения - благоприятного или неблагоприятного - также не допускается. Единственной задачей "мозгоатакующего" коллектива является выдвижение идей; категорически запрещается всем участникам начинать фразы со слов "Нет...", "Это невозможно..." и т.п. Это связано с тем, что 95% людей не могут творчески работать в условиях "моральной угрозы".
         - Свободные ассоциации приветствуются; чем смелее и необычнее замысел, тем лучше; члены коллектива должны высказать все появившиеся у них идеи.
         - Весьма важно множество замыслов; чем больше замыслов, тем больше вероятность их использования; доказано, что количество замыслов рождает их качество.
         - Комбинирование и улучшение замыслов желательны; участники совещания должны взаимно улучшать, комбинировать и направлять замыслы остальных. Замыслы других могут быть использованы как "трамплин" для замыслов индивида. Наилучшие замыслы индивида являются, как правило, комбинацией замыслов других членов коллектива.
         "Мозгоатакующее" совещание никогда не должно носить формальный характер. Единственным формальным моментом является запись мыслей. Совещание ведется в форме дружеской беседы. Шутливые предложения по решению проблемы тоже фиксируются.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100