«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 97%


         3.72. С.6. "Уважаемые народные депутаты! Многолетняя имперская политика центра привела к неопределенности нынешнего положения союзных республик, к неясности их прав, обязанностей и ответственности. Прежде всего это относится к России, которая понесла наибольший ущерб от изжившей себя, но и все еще цепляющейся за жизнь командно-административной системы" (Ельцин Б.Н. Выступление на Первом Съезде народных депутатов РСФСР. // Советская Россия. 1990, 25 мая. No 120. С.6).
         3.73. "Программа мало дает разъяснений по поводу предполагаемых "серьезных структурных изменений". В разделе Программы, озаглавленном "Структурная перестройка общественного производства", не обсуждаются какие бы то ни было реальные организационные перемены. В нем говорится о необходимости повысить механизацию, автоматизацию и гибкость в экономике" (Грэм Д. Программные документы XXVII Съезда КПСС. // Советский Союз сегодня и завтра: взгляд из Лондона. Сборник материалов. Рассылается по особому списку. М.: Прогресс, 1989. С.22).
         3.74. "...в экономике категории проблем подчинены (...) структурно-организационным проблемам. Именно основная структура экономики, ее жесткое разделение на военные и гражданские (а более точно на "закрытые" и "открытые" отрасли) и ее административное деление на целый ряд полуавтономных жестко иерархических министерских империй породили многие из тех проблем, которые мы здесь обсуждаем. Пресловутые "ведомственные барьеры", которые не позволяют принять полезную новинку предприятиями одного министерства, потому что она была сконструирована научно-исследовательским институтом или конструкторским бюро другого министерства, или не позволяют отгрузить срочно необходимые запасные части какому-либо предприятию, ибо они были обещаны, хотя, возможно, и не так уж необходимы предприятиям того же министерства, которому подчиняется поставщик, давно признаны одним из основных препятствий плавной деятельности советской экономики. Как правило, для преодоления этих барьеров требуется вмешательство партийных органов.
         Правительственной организации при господствующих правилах административной структуры очень трудно координировать деятельность органов на одном горизонтальном уровне административной иерархии. Различные министерства ревностно охраняют свои юридические и финансовые прерогативы, несмотря на очевидную необходимость в скоординированных усилиях. новое руководство, стиснув зубы, с новой энергией взялось за эти организационные проблемы. При необходимости новые руководители просто ликвидируют противоборствующие организации или подчиняют их "суперминистерствам" или правительственным координационным органам, находящимся на более высоком уровне административной иерархии.
         Важные вопросы структурно-административных перемен затрагивают все области экономики, а также потенциально и политические системы. Господствующая мотивировка - слом традиционных и административных и бюрократических барьеров на пути к координации и воплощению в жизнь политики. И тем не менее нет склонности к отказу от централизованного управления экономикой. Централизованные ведомства не будут в деталях вмешиваться в руководство и ограничиваются общими стратегическими вопросами развития, выбором политики в области технологии и согласованиями. Так, одновременно с ликвидацией всесоюзных промышленных объединений (ВПО - по существу старые главки) в пользу двухступенчатой административной системы (министерство - промышленное объединение).
         Представляет интерес очевидное противоречие между относительной гибкостью в административном мышлении, отраженной в появлении новых ведомств, и, с другой стороны, тенденцией снова обращаться к традиционной практике "бюрократического наслоения" при решении деликатных проблем координации. В некотором отношении создания этих суперведомств напоминает подход Хрущева к преодолению бюрократических преград на пути проведения своей политики.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100