«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 72% |
Залихорадило не только структуры в центре, но и работу республиканских и местных органов власти. Начался процесс перевода из привычной плоскости взаимосотрудничества в плоскость противоречия. Центр активно подыгрывал сепаратистам. В "горячих точках" можно было испытать сполна все прелести оргвойны: в разное время и на разных стадиях были перепробованы, наверное, все способы и методы. Блокировались здания партийных и государственных органов в столицах республик, тоже самое МВД и КГБ, штабов армии и флота; в некоторых местах Советская власть просто ликвидируется и ее подменяют структуры Народных фронтов; при малейшем желании руководителей противостоять разгулу сепаратизма, нижестоящие структуры, назначенные "...предыдущими руководителями республики и включенные в коммуникации взаимоотношений с "теневой" экономикой, активизируют свою деятельность по дискредитации нового руководства республики.
Практические приемы этой деятельности варьируются от требований к подчиненным активней участвовать в беспорядках, провоцировать забастовки на своих производствах до распространения клеветы, порочащих слухов и обвинений в "русификации" высшего звена управления" [3.122. Ч.2. С.14].
Объявлялись голодовки с требованием роспуска компартии; вместо участия в выборах в законные парламенты объявлялись выборы в органы "параллельные" Верховным Советам; в регионах с большим забастовочным движением на основе стачкомов формировались постоянные структуры, подминавшие местные власти, они же отрывали от дел министра угольной промышленности М.И. Щадова и третировали его заранее невыполнимыми требованиями. Зато при установлении тех структур государственной власти, что не подлежали уничтожению, работа шла на высочайшем качественном уровне, например, один из кандидатов в российское правительство, что набиралось в 1990 г., пишет: "... меня выдвигали на пост министра внутренних дел. Я прошел трехчасовую социально-психологическую экспертизу, которую проводила группа ученых-консультантов" [4.С. 235]. Методы оценки и подбора кадров, кстати сказать, использовались ученым, специалистом в области менеджмента В. Тарасовым, и мы уже говорили о нем, когда писали, как его затирали коммунисты-идеологи, а вот их противник оценил его разработки и принял на вооружение. Саму оргструктуру нового правительства выдвигал Инновационный совет при Председателе Совета Министров РСФСР под руководством народного депутата Ю.А. Лебедева.
Было время, когда Центр сам инициировал все перемены, часто доводя все до абсурда, например, комиссия Политбюро по территориальному управлению в Эстонии предписала всю промышленность свести в один комитет, а "новатор" В. Вайно вскоре тихо ушел в отставку; 28 декабря 1988 г. Постановление Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании рабочей группы из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза ССР и республик". Естественно, что Постановление "принято в целях осуществления политической реформы в области государственного строительства". 24 октября 1989 г. Верховный Совет СССР принял поправку к Конституции, разрешающую республикам самим определять свое внутреннее государственное устройство, упразднение окружных выборных комиссий. Потом пришло время, когда инициатива пошла "снизу": 20 сентября 1990 г. Верховный Совет РСФСР выразил недоверие... Правительству СССР.
То есть, как видим, ситуация разрешалась двумя путями: с одной стороны, уничтожали центр Союза республик, с другой стороны, на местах усиливали новые государства. Причем делалось это и при помощи со стороны: "Термин "конфликт низкой интенсивности" (low intensity conflict) появился в начале 80-х годов. В него вкладывали разный смысл. В частности, если вникнуть в суть определения, приведенного в материалах фонда "Наследие" (Heritage Fondation) "конфликт, в котором имеет место борьба различных принципов и идеологий, ниже уровня обычной войны", то никто вообще не догадается, что это такое. Возможно, идеологическая борьба или даже холодная война. А на самом деле военные понимают под этим термином следующее: "военно-политическая конфронтация между соперничающими государствами или их группами ниже обычной войны, но выше обычного соперничества между государствами. В ходе этой конфронтации часто используются принципы и идеология затяжной конкурентной борьбы". Позиция США относительно участия в конфликте низкой интенсивности гибкая: в ряде случаев Вашингтон поддерживает "повстанцев", если правящий режим не устраивает США, в ряде случаев наоборот - помогает "строить государственность" (nation-building)..." [3.123. С.60-61]. Ничего не скажешь: интересный способ строительства государственности, да еще и в чужой стране!
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||