«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%


         Однако стоило повнимательней присмотреться к механизму принятия решений, как становилось ясно, что всем заправляет генсек. Он составлял повестку дня заседаний, то есть намечал вопросы для обсуждения, стало быть, нежелательный для него вопрос мог просто не включать в повестку. Он единолично определял, кому из членов Политбюро или приглашенных давать слово, а кого следует придержать. Мог неоднократно прерывать оратора, разражаясь при этом монологами.
         Дав ораторам выговориться, Горбачев обычно заключал, что обсуждение состоялось, и предлагал, не всегда вдаваясь в существо обсуждаемых проблем, образовать комиссию, которой поручалось на основе состоявшегося "обмена мнениями" доработать или переработать представленный проект постановления. Комиссия на основе порой противоречивых и взаимоисключающих предложений, высказанных участниками заседания, по существу, на свой страх и риск готовила вариант документа. Затем новоиспеченный проект представлялся генсеку, который единолично или с участием одного-двух помощников делал из него все, что хотел. Мнение членов Политбюро на этой (решающей) стадии работы над проектом зачастую уже не спрашивалось.
         Таким образом, важный партийный документ - постановление Политбюро - в конечном счете является единоличным изделием генсека" [26.С.86-87].
         Зато, если этого до поры до времени не знали непосредственные участники событий, то это не значит, что такое не было заметно со стороны. Кремлеологи вычислили партийный "...метод манипулирования решениями. Для этого существуют два пути - создавать комиссии при (...) Политбюро, наделяя их правами высших органов (...), другой путь - это принимать решения (...) Политбюро "по опросу". Поскольку в графе "за" стоит подпись генсека, то рискованно подписывать в графе "против"" [3.80. С.55-56].
         Более того, боясь разногласий, о которых писалось на Западе, Политбюро оказалось вовлеченным в его игру и в частности вывело решение спорных вопросов со своих заседаний. Раз было провозглашено, что Политбюро едино, значит и нужно было следовать этому нелепому ущемлению. "Традиционно считалось неудобным, чтобы по вопросам, вызывающим разногласия, докладывал руководитель, входящий в Политбюро. Инакомыслие членов Политбюро не приветствовалось. Считалось, что это могло вызвать противоречия политического характера. Поэтому в качестве докладчика должен был выступать не член высшего руководства, выступление которого могло быть более безопасным в политическом смысле. Он в состав Политбюро не входил, но проблему знал досконально. Кроме того, и разговаривать с ним, видимо, было проще" [3.83. С.10].
         А потом и вовсе по наблюдению Н.И. Рыжкова, "... Политбюро с начала 1990 года практически прекратило свою деятельность". Произошло это, по его опять же сведениям, потому, что "Президентский Совет, этот толком не созревший восьмимесячный плод перестройки государственной власти, практически взял на себя функции, которое раньше осуществляло Политбюро ЦК. Естественно, что Политбюро с этого времени практически перестало функционировать" [28. С. 134, 155].
         В 1989-1990 годы Политбюро, этот "некогда всемогущий орган партии превратился, по существу, в консультативный совет при генеральном секретаре ЦК КПСС. после съезда Политбюро превратилось лишь в формальный представительный орган компартий республик, который из пленума в пленум менял своих представителей от республик, ибо там шел распад партийных структур. Практического влияния на деятельность партии Политбюро уже фактически не оказывало. Сам характер обсуждения вопросов на Политбюро напоминало больше своеобразный симпозиум, где продолжительный обмен мнениями по тем или другим вопросам не приводил к каким-либо обязательным для исполнения решениям. Складывалось мнение, что подобный порядок работы Политбюро в полной мере импонирует генеральному секретарю ЦК КПСС, выступающему в роли руководителя этого симпозиума, ибо позволяет участникам свободно высказывать наболевшее и тем самым облегчить душу, а ведущему успокоить участников заседания своими назидательными оптимистическими монологами" [22.С.122].

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100