«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 49%


         (...) Кроме своего политического потенциала, Вооруженные Силы могли бы быть призваны играть более прямую и действительную роль, если бы была сделана угрожающая попытка захватить власть. Однако, начиная с того насилия, которое играло столь маленькую роль в программе Сталина, когда были прямые обстоятельства для его использования, мало вероятно, что программа Хрущева будет отмечена насилием. В случае если, Вооруженные Силы действительно вмешались насильственно, то маловероятно, что могли бы быть инструментом политической фракции, но не прямым усилием захвата власти для себя.
         КГБ, или политическая полиция, так как она была недавно образована в эпоху пост-Сталина, будет практиковать, конечно, свои определенные профессиональные навыки в программе, взятые из политического шпионажа, если не из тюремщины. Ретроспективно, кажется, Хрущев имел значительный успех в управлении политической полицией и это, возможно, играло большую роль в его победе, чем обычно предполагалось. Более того, вероятно, что политическая полиция играла роль в его поражении, и это предположение, если его рассматривать более широко, увеличит тень, брошенную КГБ на советскую политику. Вопрос не в том, будут ли политический шпионаж и принуждение использоваться, а в том, кем и как. Будут ли главы КГБ преуспевать в обслуживании своих политических хозяев? Или будет ли КГБ эффективно нейтрализовано как инструмент борьбы фракций, по крайней мере, со временем?
         Хотя политическая полиция будет включена в программу, но из-за ее сокращенных сил ее роль будет ограничена. Никакой соперник, вероятно, не сделает политическую полицию главным средством в своей заявке на власть, как сделал это Берия в 1953 г. Такой потенциальный фактор раскола в программе был удален, и вероятность кровопролития уменьшилась. Нельзя сказать, что сокращение роли политической полиции - это тенденция времени, которая должна продолжиться. Наоборот, при определенных обстоятельствах использование политической полиции, как средств репрессий, может увеличиться" [3.37. Р. 118-119, 160-161]. (Здесь и далее перевод Теряевой С.А.).
         Насколько прав оказался этот американский советолог, мы видим сегодня. Он говорит о том, что "вопрос не в том, будут ли политический шпионаж и принуждение использоваться, а в том, кем и как". Он считает очень важным, чтобы "учреждения диктатуры были устроены таким образом, чтобы в течение периода выполнения программы они не были в конфликте между собой", то есть не было межведомственной войны. Насколько американец преуспел в своем прогнозе, мы видим только сейчас...
         Кто это там докладывает: "Операция по внедрению на вершину власти завершена!"? - Тот, кто завершает дело, начатое Ю.В. Андроповым. Что такое вообще вся эта перестройка, как не межведомственная война по линии КГБ СССР - против всех союзных структур, выигранная инициаторами такого противостояния? - Сделана она была не за один ход. А при помощи "Лиотэя". Где за первой фазой "свой председатель КГБ" открывалась фаза вторая "свой генеральный секретарь", но при этом не отрицала фазу вторую со штрихом "другой свой председатель КГБ".
         Самая, пожалуй, лучшая работа по раскрытию коммунистического организационного феномена сделана в работе исследователя из Корпорации РЭНД (social science research staff The RAND Corporation) Ф. Селжника "Организационное оружие в большевистской стратегии и тактике" [3.38]. Эта довольно объемная и добротная работа: на нее ссылаются даже те, кто занимается только вопросами организации. Вся история ВКП(б) в ней проработана именно с этой позиции. В СССР доктора юридических наук из Института государства и права АН СССР описывали все формально и предельно обобщенно: "С точки зрения Конституции это так-то и так-то". В Америке все считали до последнего человека. И смотрели на всю систему: начальники, равные, подчиненные. Другой аспект - это разные подходы к разным ипостасям: какой-нибудь министр у себя в кабинете - одно поведение, но он же одновременно и член ЦК - другое поведение, депутат Верховного Совета - третье... Тут же к этому налагается еще неформальная сторона дела и получается четкая мозаика.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100