«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 39% |
Коммунистические жрецы-идеологи много сделали такого, чтобы помочь врагам уничтожить Советскую цивилизацию. "В партийных отделах науки, в центре и на местах, в редакциях издательств, в Главлите, - человек решает судьбу научной работы только потому, что он сидит в данном кресле. Чаще всего он бездарен, невежественен, но угоден начальству, с темой работы, а то и со всей специальной областью, он знакомится впервые, когда работа попадает к нему. Понятно, что такая система, а в придачу к ней цензура научной информации, (...) - приводит к отставанию советской науки, к торможению ее развития. Чиновники аппарата страхуют себя, перекладывают ответственность друг на друга, все "неприятное", нестандартное подозревают в крамоле, стараются устранить" [2.119. С.192].
В идеократическом государстве отражение идет не напрямую: реальный объект - исследование, а преломляется через призму господствующей идеологии, через обязательную цитатку, вот и гадай: то ли такое суждение из бородатой троицы попадет в истину, то ли - нет. А самое страшное, если цитатки-то и нет! Что тут делать? Выручает невинный прием: нужно переписать работу так, чтобы притянуть за уши что-то из классиков или вставить какой-то дополнительный материал, - разумеется это сильно снижает ценность работы, но приходится выбирать из двух зол меньшее. Так вот и произошло обезглавливание государственного аппарата страны. Вроде бы и информация есть, и голова есть, но ни то, ни другое не работает. А если лишить еще и того, и другого. Все умудряются находить простые решения сложных проблем, а мы не можем...
А что бывает с теми, кто может? В известной мере в России ум - это наказание (стоит хотя бы вспомнить бессмертное "Горе от ума") и довольно большое, особенно если это не удалось скрыть. И стоит только выделиться своей теорией, идеей, разработкой, как тут и начинается работа идеологов. Малейший признак живой мысли сразу же давился, еще в зародыше. Для этого заранее были подготовлены контрходы: "В те годы в науке, преподавании, пропаганде в большом ходу было слово "отсебятина". Им клеймили всякого высказывавшего свои, не вычитанные в "нормативных" изданиях, мысли" [2.136. С.40]. Этот же автор вспоминает, что стоило ему (работнику центральных органов) только раз выступить перед провинциальной аудиторией, где ему были заданы довольно-таки простые вопросы, на которые он тут же дал конкретные ответы, как его пригласил к себе местный партийный секретарь и спросил: на основе каких-таких директивных установок партии он отвечал? Но вопрос этот осмелился задать товарищ из провинции у человека из Центра, а если бы этот товарищ был из вышестоящих?
Итак, думать было нельзя, знать что-то тоже, говорить-то было можно, но только от имени и по поручению. Что делать тем, у кого своя голова на плечах, и не только для того, чтобы шляпу носить. Все условия были созданы только для тех, кто писал в стол... А если что-то отнес в редакцию, то "Тут на меня и накинулись. Меня вызвали для дачи объяснений в журнал "Вопросы истории". "Объясните, где у вас производственные отношения? Где производительные силы? Где классовая борьба? Ничего нет!" Я спрашиваю одного: "Где вы живете?" Он удивился. Я говорю: "Вы живете на планете Земля, а Земля имеет четыре оболочки. По одной вы ходите - это литосфера. Другая проникает во все клетки вашего организма - это гидросфера, вода. Третьей вы дышите - это атмосфера. Это вы сами со всеми живыми растениями, микроорганизмами, со свободным кислородом воздуха. И вне этой биосферы вы доли секунды прожить не сможете". Мне говорят: "А ведь это материализм!" - "Да, говорю, конечно". - "Тогда продолжайте"" [2.137. С.2].
Л.Н. Гумилеву в этот раз повезло: ему попался хоть один (!) здравомыслящий (!) человек. То есть вначале-то он повел себя как типичный чиновник от идеологии, но хоть задал вопрос так, чтоб получить ответ. И дальше пошел разговор: пусть по накатанному сценарию, но, все же, был и результат. А ведь можно попасть туда, где не будет ни одного человека и никакого разговора.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||