«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 34%


         Кроме шифротелеграмм внешнеполитические ведомства использовали для информирования руководства так называемые "записки". (Само название унаследовано от царских времен). Ими широко пользовались во времена всех советских администраций. Обычно это был 4-5-страничный обзорный или аналитический документ, посвященный одной теме, одному вопросу. Иногда он содержал рекомендации или хотя бы соображения относительно наших действий. "Записки", как правило, подписывались руководством ведомства - министром, директором исследовательского института и т.д. В постановке вопроса, в информационном освещении темы, в рекомендациях нередко просматривался интерес ведомства. Видимо, поэтому в последние годы существования СССР получила развитие практика составления коллективных "записок" по комплексным вопросам коллективного положения, такими, как разоружение, гуманитарные проблемы и т.д.
         Подготовка таких "записок" шла трудно, занимала уйму времени на согласование, сбор виз, подписей.
         Стоило одному министру заупрямиться - и вся работа останавливалась на неопределенный срок. Чтобы выйти из тупика, исполнители искали и часто находили "взаимоприемлемые" формулировки, но документ выхолащивался и становился просто ненужным. А указание руководства надо было выполнять, и "записка" появлялась на свет, чтобы тут же, по получении регистрационного номера, сгинуть в архивах общего отдела ЦК.
         Разведка очень часто пользовалась "записками" как самостоятельной формой информационного документа. Наши "записки" были короткими - три-четыре страницы, в них проблема подавалась в комплексе мировых событий с отражением ее динамики, эволюции. Мы привыкли к тому, что любой вопрос надо подавать как бы заново, максимально полно и сжато. Наши записки встречали неплохой прием. Вскоре наш опыт переняли военные, которые до середины 70-х годов не решались выступать с внешнеполитическими "записками". Но отделы ЦК откровенно злоупотребляли всеми нормами делопроизводства. Приходилось видеть "записки" объемом 50-60 страниц, посвященные таким темам, как "Отклики в международном коммунистическом и рабочем движении на (очередной) съезд партии", или как реакция на пленум, или просто выступление генерального секретаря. Темы подбирались так, чтобы ласкать слух.
         Одним словом информации накапливались горы, немало было дублирования и противоречий, регулярно что-то подкрашивалось розовым флером оптимизма, скрывая нарастающие трудности. Когда же ситуация выходила из-под контроля, и шифротелеграммы, и "записки" внезапно приобретали панический тон.
         Андропов, Крючков отдавали себе полный отчет о состоянии информационного дела в стране, но у них не было ни сил, ни возможности что-то изменить. В один из приездов Андропова в разведку на обсуждение был поставлен вопрос о создании центра по обработке иностранной печати и материалов зарубежного радио и телевидения. Наши министерства и ведомства выписывали громадное количество иностранной периодики, тратили валюту, но всего лишь кое-как просматривали полученные материалы, а потом издания расходились по рукам и оседали в библиотеках. Мы предложили создать один общесоюзный центр, который бы препарировал, ведя досье по широкому рубрикатору, всю прессу, наладил ксерокопирование материалов и удовлетворял все заинтересованные ведомства. Андропов, помнится, повел плечами, как будто ему стало вдруг зябко, и сказал: "Нет, ничего не получится, давайте решать эту проблему в рамках нашего ведомства".
         ...Сама информация, приходившая из-за рубежа, мельчала по тематике, по содержанию, очень часто деградировала до описания реакции, с которой встречались за границей те или иные непременно "исторические инициативы" советского руководства.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100