«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 52% |
В особом ряду здесь стоят незаконные вооруженные формирования (о них будет сказано ниже). Финансово-экономическая война породила огромное количество кооперативов, совместных предприятий, банков, бирж, других экономических институтов. Все эти структуры имели очень четкую иерархическую привязку: немногие из них обрели всесоюзный статус ("Мемориал", Комитет солдатских матерей, Либерально-демократическая партия СССР В.В. Жириновского, ряд других); многие - республиканский статус (тут каждая из 15 республик поимела столько, что пытаться делать какую-то справку бессмысленно - полной картины все равно не получится); и бесчисленное множество - региональный и местный уровень (в том числе и т.н. дискуссионные клубы в поддержку перестройки). Но во всем этом структурно-функциональном хаосе прослеживалось главное: то, что явное их большинство замкнуло свою деятельность на уровне республик - их притянули эти мощные центры, не заинтересованные в распаде страны до более низкого уровня.
В 1988-1991 гг. внутри союзных республик шли процессы формирования качественно новых элит. Сложились новые региональные административные, идеологические, экономические (а через банки - и финансовые), силовые элиты. Их составили люди, возымевшие большие претензии и амбиции, нежели это предписывалось центром ранее (теперь же это поощрялось). Депутатские группы, военные переприсягали новым "атрибутам" власти. В Литве даже раньше, чем была провозглашена "независимость", возник т.н. Департамент охраны края. Это напоминает методы формирования государственных структур Израиля - разведка МОССАД считается старше самого государства.
При этом в самой Москве возник независимый центр управления, который перетягивал на себя в том числе и общесоюзные функции - то есть стал параллельным центром власти, а потом избавился от старого в обмен на территориальные потери. Шло, как уже говорилось, лавинообразное разрушение связей - информационных, финансовых, материальных - со старым центром. Республиканские элиты перестали отдавать ресурсы, в т.ч. финансы, в общесоюзный бюджет. Прибалтика сначала установила у себя таможню, а затем, чтоб не вызывать лишнего скандала, на "законных основаниях", согласно Постановлению I Съезда народных депутатов об экономическом эксперименте, провела и другие меры. Особые усилия прилагались к тому, чтобы получить все причитающееся из союзного бюджета. В ответ в Москве разводили руками и говорили то же, что говорят до сих пор: нет ресурсов, поскольку теперь вопросы,, что раньше первый секретарь обкома решал в Москве, стали решаться на более низком уровне.
Особую роль - в силу характера самого внутреннего устройства СССР - играл не столько раскол всего социума, сколько разгром единого системообразующего стержня, каким была Коммунистическая Партия Советского Союза. Дж. Кеннан-младший в свое время подчеркивал: "Если кому-нибудь удастся нарушить единство и силу Коммунистической партии как политического инструмента, Советская Россия может быть быстро превращена из одного из сильнейших в одно из самых слабых и ничтожных национальных сообществ". (Цит. по: (66. No 95. С. 1)).
Сделано это было путем санкционирования многопартийности и лишения легитимности КПСС (в России легитимность формируется не через правовые процедуры, а через историческое право на власть; и КПСС таким правом владела именно исторически - через борьбу с царизмом в подполье, через революции, через гражданскую войну, чистки, успехи в деле индустриализации и коллективизации, жертвы в годы Великой Отечественной, восстановление, космос и ядерный щит).
За 1988-1991 гг. прежде, казалось бы, нерушимая система через медленное сползание (подобный термин у С.Е. Кургиняна звучит как "механизм соскальзывания") была доведена до состояния неустойчивого равновесия. Теперь ничего не стоило слабым, но точно рассчитанным ударом по сложной системе вывезти ее из этого состояния. Одним действием нужно было решить несколько задач, в частности, собрать вместе элиту Центра, противодействующую разгрому, и вывести из игры, лишив возможности действовать. Предстояло передать всю власть параллельному центру. Это было сделано в августе 1991 г.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||