«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 34% |
Возможно употребление выражения близкого к синониму: "системный подход" - System Approach. Прежде чем дать какие-то определения, считаю нужным провести небольшое сопоставление советского системного подхода и американского System Analysis. В СССР тоже были неплохие системные познания, но наши школы разительно отличались. Советский системный подход, если судить по открытым материалам, весьма мало занимался проблемами именно военного системного анализа, не открывал те возможности, что имеет эта наука для противодействия двух и более систем. Советская школа больше всего внимания уделяла вопросам устройства системы, ее целостности, управления, принятия решений, в том числе и в условиях неопределенности с применением математического аппарата, теории развития системы, информатики, прогнозирования, вопросам сложности систем, их функционирования и самоорганизации, энтропии и упорядоченности, моделирования, искусственному интеллекту и т.п. При этом ссылались и клялись в верности историческому материализму.
В СССР абсолютное большинство трудов начиналось с простых объяснений: есть некая система, что это такое, ее окружает внешняя среда, что это такое, а теперь... И дальше шло объяснение какого-то частного вопроса. (Я, естественно, значительно упрощаю картину). Советские ученые были заняты искусством решения своих проблем (но никак не создания проблем другому). Из всей известной советской литературы по системам лишь немногие избрали своей темой показать возможности прикладной диалектики (4.151-4.156).
Я сужу, повторяю, по открытым источникам. Нисколько не сомневаюсь, что ученые-систематики вносили непосредственный вклад в разработки оружия, ракет, особенно в область сложных математических вычислений, знаю некоторые фамилии, но, повторяю, как прикладная диалектика системный подход рассматривался недостаточно. Я не упоминаю никаких фамилий в отрицательном контексте: в этом мало кто виновен. Советский системный подход, чьи корни уходят к трудам великого русского философа А. А. Богданова (Малиновского) (4.157), так сложился исторически. Никто и никогда не ставил перед советскими учеными задания: разработать план захвата всего мира через уничтожение главного противника - США. Разработка таких плановвсегда функция агрессора.
А теперь - американская школа (очень коротко): есть система "А" и система "В"; "А" характеризуется тем-то и тем-то, она противостоит системе "В"; задание: как системе "А" уничтожить систему "В"? - и дальше решение в контексте задания. Я думаю, что каждый мог подставить вместо "А" и "В" две страны: США и СССР. Вот что такое американский System Analysis. Он действительно все время военный (Military). Или можно это же уточнить еще и с помощью такой формулировки: советский подход направлен на выяснение и разрядку проблемы внутри своей системы, а американский - на выявление проблемы внутри и вокруг чужой системы, и доведении этой чужой системы до катастрофы. Итак, пока советские доктора философских наук "лишь различным образом объясняли, как устроен мир", пользуясь известными словами основоположника марксизма, американские математики думали, "как этот мир изменить".
Сама история создания американского System Analysis такова. В начале Второй мировой войны командование американских ВВС предложило Высшим курсам делового администрирования при Гарвардском университете (Harvard University School of Business Administration) в кратчайшие сроки найти решение следующей задачи: требовалось найти способ увеличить за один год ВВС с имеющихся 4000 боевых самолетов и 300 000 человек личного состава до 80 000 самолетов и 2,5 млн. чел. Конгресс смог выделить только 10 млрд. долл. Требовалось еще и уложиться в эту сумму. Чтобы справиться с этим заданием, при Курсах была создана особая "статистическо-контрольная секция". В ее работе, в частности, принял участие Р. Макнамара. Проблема была решена в заданный срок (4.158. С. 29).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||