«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 34% |
На пути воскресения национальной идеи и её утверждения в государственном строительстве нас ожидает много проблем. Одна из них - увлечение "национальным романтизмом" во внешних делах. Как часто бывало в русской истории, Россия была готова поставить свою безопасность и даже суверенитет под угрозу ради "исполнения своего долга" перед славянскими народами. Русские чиновники, политики и военачальники, не говоря уж о представителях правящей династии, традиционно находились под влиянием панславянских идей.
Именно поэтому русское общество осталось глухим к высказываниям таких редких пророков, как редактор журнала "Гражданин" князь Мещерский. Менее чем за год до начала Первой мировой войны он настойчиво призывал "покончить раз и навсегда с рутинными традициями дипломатической славянофильской сентиментальности, стоившей нам сотни миллионов денег и потоки святой русской крови и ничего нам не приносившей, кроме позорной роли быть всегда одураченными этими "квазибратушками"". Его, как всегда, не послушали. Результат - развал государственности, падение монархии и страдания Гражданской войны.
Федор Достоевский с сомнением относился к идее русского поэта и славянофила Тютчева собирать славянские народы под крылом России. Он писал: "Делай им добро и проходи мимо. Мы не можем раствориться в славянстве, мы выше. Они внесут к нам начало раздора"... Не ценное ли это указание нам сегодня? С кем мы сегодня остались в Восточной Европе? Процитирую Достоевского ещё раз:
России надо серьёзно приготовиться к тому, что все эти освобождённые славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своём славянском значении и в своём особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьёзной беды все они непременно вновь обратятся к России за помощью.
По-моему, нашему МИДу и добавить нечего.
Вот почему в международных делах национальная идея подсказывает России проявлять не "славянофильский романтизм", а национальный эгоизм. Руководствоваться нужно сугубо национальными интересами собственной державы и делать только то, что принесёт Родине пользу.
Для меня никогда не было сомнений при ответе на вопрос, что первично: государство или нация. Конечно, нация выше государства. Выше нации - только Бог. Государство представляет собой форму самореализации нации, защиты её жизненно важных интересов, удержания политического пространства и национальной территории. Нация должна проживать на своей родовой территории. Если же в результате войны или измены часть родовой территории с проживающими там соотечественниками оказывается под иностранным контролем, нация должна добиваться исторического реванша.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||