«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 11% |
Каких-то десять лет назад в большинстве советских магазинов полки буквально ломились от самых разнообразных товаров, а с начала 70-х всё это изобилие как корова языком слизала. Всё это было следствием "косыгинских" реформ (или реформ Либермана), о которых речь уже шла выше. Всё тот же экономист С. Ткачёв объясняет это следующим образом: "Уже в ходе реформы в 1965 году выявились разрушительные свойства так называемого хозрасчёта. С прилавков исчезли прежде всего самые дешёвые, простые и качественные товары - начал разрастаться пресловутый "дефицит"! Ведь той знаменитой реформой для усиления хозрасчёта в качестве важнейшего государственного планового регулятора был введён чисто рыночный показатель прибыли, а показатель себестоимости из числа важнейших государственных плановых регуляторов - изъят. Получать прибыль можно двумя путями: снижением издержек (это требует немалых усилий для качественного улучшения производства, его организации во всех звеньях) либо повышением цен. Экономика стремится достичь цели наиболее простым путём. И она отреагировала мгновенно.
Дешёвые товары, не приносившие большой прибыли, были заменены дорогими. Каждый завод старался "загнать" в своё изделие как можно больше металла и прочего исходного сырья - только бы "накрутить" цену..."
Сужение ассортимента товаров и появление дефицита в начале 70-х достигло даже таких городов, как Москва. Как говорится, приплыли. Правда, ситуация ещё не выглядела столь катастрофической, как это будет в конце десятилетия, но всё равно симптомы неблагополучия были налицо. Всё чаще москвичи стали сталкиваться с ситуацией, когда достать нужную вещь в открытой продаже становилось всё сложнее и сложнее.
Свою весомую лепту в это дело вносили продавцы, которые повадились прятать товар, пользующийся спросом, под прилавок. В итоге до рядового покупателя он не доходил, а распространялся по блату - среди друзей и знакомых работников торговли. Пресса, конечно, била тревогу по этому поводу, однако эта борьба в большей мере напоминала схватку с ветряными мельницами. Например, только в одном январе 1971 года столичные газеты разродились сразу несколькими статьями на тему создания искусственного ажиотажа вокруг отдельных видов товаров. Упомяну всего лишь одну из этих публикаций - статья называлась "Мимо прилавка" и была напечатана 19 января в "Вечерней Москве".
Автор заметки Ю. Хотченков приводил сразу несколько примеров того, как руководители отдельных торговых предприятий мухлюют с товаром. Например, в универмаге No 9 "Ленинград" продолжительное время прилавки были избавлены от ходового товара. На все вопросы покупателей, когда же в магазин завезут хоть что-то стоящее, продавцы отвечали: ждём-с. Вот и дождались. Только не завоза товаров, а инспекции из ОБХСС (теперь эта служба называется УБЭП), которая выявила следующее.
Оказывается, ходовой товар в магазине был, но лежал в подсобке и распространялся строго по знакомству. И товар действительно был стоящий: в трикотажной секции у заместителя заведующего хранилось жакетов, джемперов и сорочек аж на полторы тысячи рублей! А в подсобке обувной секции "отыскалось" обуви на три тысячи целковых. Думаете, это всё? Обэхаэсники заглянули ещё в галантерейную секцию и обнаружили там залежи дефицитных портфелей и мужских перчаток. Всё это ушлые работники магазина продавали на сторону, естественно заламывая за каждую вещь цену вдвое выше реальной.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||