«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 6%

Душегубы Бразинскасы


         Вплоть до 60-х годов в СССР не было попыток угонов пассажирских самолётов. Один из первых таких случаев произошёл в сентябре 1964 года в Молдавии, когда два уголовника предприняли попытку захвата самолёта, чтобы сбежать на Запад. Попытка угона провалилась. После этого один угонщик был арестован, другой застрелился.
         Однако уже в следующем десятилетии эта проблема стала превращаться в настоящую головную боль для советских властей. И первый "звонок" пришёлся именно на тот юбилейный год. Причина подобных преступлений крылась в одном: всё больше советских людей поддавались западной пропаганде, вещавшей о "райской" жизни на Западе, и стремились любой ценой покинуть СССР. А "поводырями" в этом для них стали... советские евреи, которые первыми в новом десятилетии предприняли попытку угона пассажирского самолёта, для того чтобы улететь в Израиль. Случилось это в июне 70-го в Ленинграде, где целая группа евреев в количестве 16 человек во главе с 43-летним Марком Дымшицем попыталась захватить самолёт, но была арестована ещё на лётном поле сотрудниками КГБ. Однако дурной пример оказался заразительным. Поскольку эта акция широко освещалась в советской прессе, у угонщиков нашлись последователи. Причём эти люди пошли дальше своих предшественников. Речь идёт об отце и сыне Бразинскасах.
         Инициатором захвата выступил старший - Пранас Стасио Бразинскас, 1924 года рождения (сын Альгирдас родился в 55-м). Пранас был не новичок в преступном промысле, успев к этому времени дважды отсидеть в тюрьме: в 1955 году он был осуждён за злоупотребление служебным положением к одному году исправработ, а в январе 1965 года вновь угодил за решётку - теперь уже на пять лет, после того как был уличён в расхищении вверенного ему имущества (он тогда работал заведующим магазином). Однако за примерное поведение в неволе Пранас был досрочно освобождён и осел в городе Коканде Узбекской ССР. 20 марта 1968 года он зарегистрировал брак с гражданкой Корейво и взял её фамилию. Вскоре к нему на постоянное место жительства приехал его сын Альгирдас.
         Поскольку у Пронаса была судимость, устроиться на руководящую работу он уже не мог. Однако амбиций у него было выше крыши, поэтому к сложившейся ситуации он относился крайне болезненно, считая, что советская власть ущемляет его в правах. На этой почве и вызревал его антисоветизм, которым он заразил и своего сына. Отец внушал ему, что в этой стране им обоим ничего не светит, поэтому нужно бежать на "свободный" Запад. В итоге было решено сделать это путём угона пассажирского самолёта. В качестве места преступления была выбрана Грузия, откуда до вожделенной заграницы было ближе всего. На дело преступники пошли хорошо вооружёнными: имели на руках пистолет, обрез и несколько гранат-"лимонок". 15 октября 1970 года Бразинскасы заняли места в правом ряду по правому борту самолёта "Ан-24", совершавшего рейс из Батуми в Сухуми. На борту воздушного судна находилось 46 пассажиров (из них 17 женщин и один 4-летний ребёнок) и пять членов экипажа (Георгий Чахракия - командир корабля, Сулико Шавидзе - второй пилот, Валерий Фадеев - штурман, Оганес Бабаян - бортмеханик, Надежда Курченко - стюардесса). Самолёт взмыл в воздух и взял курс на Сухуми. Примерно через десять минут после взлёта, когда самолёт находился в районе города Кобулети (30 км от Батуми), преступники поднялись со своих кресел. Первым шёл Бразинскас-старший. За несколько метров до пилотской кабины путь им внезапно преградила 19- летняя Надя Курченко.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100