«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 42% |
21 декабря - праздник в честь Авсеня и лунной богини Урсулы.
В календаре указывается, что последний месяц осени некогда носил название Овсень и был посвящен сказочному существу китоврасу. (Китоврас в древнерусских книжных легендах - кентавр). (8).
Также сохранились некоторые представления о ритуалах, проводившихся в Усинев день. Например, в этот день рекомендовалась жертвенная трапеза из вареных яиц и пирога со свининой; выпекание особого Авсеневого печенья, приготовлявшегося в форме свиньи, на меду, и троекратное возлияние пива в огонь.
В начале девяностых годов XX века самарский краевед В.И. Степанов большое внимание уделил содержанию так называемой "Золотой книгой Коляды", являющейся довольно объемным трудом неясного происхождения. В ней рассказывается о том, как родились древние славянские боги Майя Златогорка и Даждьбог; о том, как они встретились и поженились, как приехали в горы Сарачинские на реку Смородину, где и возвели нерукотворный дворец - "Светлый Ирий". (Данную книгу обнаружил в середине XIX века краевед-этнограф Стефан Веркович. В книге описывается легендарная история славян, но современной официальной наукой она объявлена подделкой.).
Анализ совокупности текстов (упоминающих Авсеня), проведенный В.И. Степановым, позволил ему выдвинуть предположение, что в "Золотой книге" описывается приезд древних богов на реку Волгу (река Смородина) в Жигулевские горы (горы Сарачинские), а их нерукотворный дворец впоследствии в народных сказаниях "трансформировался" в обитель княжны Волги. (9).
В данной книге есть много чего интересного. Описаны войны древних богов, рождение Коляды (главного действующего лица второй части), появление на Земле звездной книги Вселенской мудрости. Упоминается там и Овсень. В Ирии Златогорка родила Овсеня (Авсеня) и Коляду. "Послала Златогорка Овсеня мосты мостить троим ездить: "Даждьбогу-батюшке, Коляде и богу Крышне. Овсень-Таусень пошел по дорожке. Пошел по дорожке, нашел топорочек. Не мал, не велик, И срубил сосну, настелил мостик, чтобы проехали три Вышня..." (10).
В народных сказаниях сохранилась память об особом авсеневом ритуале "открывания путей", хотя его детали и практическая целенаправленность утрачены.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||