«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 41%


         29. "Правда". 23.11.1996.
         30. "Наука и жизнь", N8. 1998.
         31. "Земля и Вселенная". N4.

Глава II. Самарские легенды о необычном

Забытые боги древних славян


         "Расскажи, Гамаюн - птица вещая, о рождении Коляды и о брате его Овсене (Авсене). Я о том расскажи - что было и как первые люди получили Звездную книгу". "Золотая книга Коляды"


         В начале девяностых годов XX века, собирая мифы и легенды Среднего Поволжья, члены самарской группы "Авеста" обратили внимание на группу рассказов о волшебном камне, укрытом в горах Жигулевских. Почитание особых (отмеченных) камней является для славян обстоятельством довольно характерным. (Традиция почитания особых камней сохраняется в России и в наши щи в чем авторы могли лично убедиться в ходе одной из экспедиций на северо-запад Самарской области. (См. фото О.В. Ратник изучает "особый камень", известный у местного населения под именем Бабай-тюле).).

О.В. Ратник у Бабай-Тюле


         "Магическая первооснова древнего по своему происхождению церемониала поклонения особым камням теперь нередко оказывается забытой. За уже привычными актами, за многими внешними, чисто обрядовыми деталями иногда теряется магический смысл происходящего и ранее доступный лишь жрецам и узкому кругу посвященных". (1).
         Современные ученые подобные объекты объединяют в группу так называемых "камней следовиков". (2).
         Многочисленные и весьма различные по своей природе источники сообщали, что где-то на Самарской Луке есть некий особый "поющий камень" - ему множество лет, а выглядит он как новый. Но дорога к нему забыта В некоторых рассказах у камня было даже имя - Аусин камень. (Тема легенд о камне Аусина особо выделена в переписке самарского исследователя В.И. Степанова с рядом российских краеведов. Это обстоятельство сыграло весьма существенную роль в планировании полевых экспедиций по поиску данного объекта.).
         Просмотр краеведческой литературы выявил, что самое первое зафиксированное упоминание камня Аусина (обнаруженное группой) имеется в путеводителе Куйбышевского краеведа М.А. Емельянова "Самарская Лука и Жигули" (1938 г).. В книге сообщается, что "некий крестьянин Аусин решил сделать мельничный жернов, извлек из земли большой камень и потащил его к заранее выбранному месту. Но мельницу так и не сделал." (3).
         Весьма странная история. И зачем, спрашивается, включать ее в сборник описания региональных достопримечательностей? Мало ли кто и что собирался сделать, но не сделал? Может быть, автор "путеводителя", приводя данную историю, что-то не договорил? Тридцатые годы XX века в СССР были весьма сложным временем: власти всерьез боролись с различными мистическими верованиями и народными "суевериями". Да и кто, собственно, этот Аусин? Почему камень получил его имя?
         В современном справочнике "Самарская топонимика" (1991 г). зафиксировано имя Аусина. Там сообщается, что "Аусин камень - гора близ Аусина оврага, по которому и поименована. Находится близ села Винновка на Самарской Луке. Данный топоним-прагмоним, отражает особенности использования людьми называемого объекта. Он соотносителен с татарским нарицательным "ау" - охота, охотничий и "син" -прилагательный аффикс второго лица " (4).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100