«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 11%


         Эти хроники тем более важны, что в них А. Азимов за несколько десятилетий ощутил, проанализировал и художественными средствами описал множество социально-культурных явлений, проявившихся в конце XX века как в США, так и в СССР. А если он сумел "позавчера" предвосхитить "завтра" (уже ставшее "вчера") то, возможно, писатель не ошибся и во многом другом, "заявленном" в его книгах?
         Своеобразной смысловой прелюдией цикла "Основания" являются довольно разрозненные микроповести, не связанные единым замыслом, появившиеся в американской печати еще в 1942-1945 годах. В период 1949-1953 годов автором создается собственно первоначальная основная концепция цикла "Fondation", базирующейся на возможности разработки и широкого использования развитых форм такой науки, как футорология. Крайне важно отметить, что несомненным прототипом созданного цикла послужила уникальная по глубине проработки "История упадка и разрушения Римской империи" известного английского историка Э. Гиббона. Многие его идеи были творчески переработаны писателем и перенесены на страницы хроник будущего.
         В основу разрабатываемого А.Азимов положил понятие психоистории, понимая ее как раздел науки, математически рассчитывающий реакции человеческого сообщества на устойчивые социально-экономические стимулы. Для своего успешного функционирования психоистория предполагала существование ряда рабочих ограничений (во-первых, социум, над которым производится психоисторический эксперимент не должен знать психоисторию; и во-вторых, за время его осуществления не должно появиться социально значимых технологических инноваций). Данная модель построения социума, предопределяла двухтактную схему галактической истории.
         В хрониках "Основание" А. Азимов описывает технически развитое общество, человеческую цивилизацию, заселившую галактику. Но в период наступившего Золотого века один из последних великих ученых грядущего математик Х.Селдон смело говорит о "назревающем упадке и полном крахе человеческой цивилизации". Таким образом, автор устами своего героя предупреждает общество (прежде всего современную ему Америку - Запад) об опасности усиления бюрократии, спада инициативы, исчезновения научного любопытства и социальной ответственности. "С разрушением социальной структуры наука рассыплется на миллионы осколков беспомощного и бесполезного знания... Бессмысленные обрывки информации не будут передаваться дальше. Они будут потеряны последующими поколениями... В разрушающемся обществе воспреобладает новая идеология - в первую очередь схватить то, что плохо лежит. Честолюбивые и нечистоплотные люди не станут ждать. Всеми своими действиями они ускорят упадок миров". (12).
         Не случайно, что после распада СССР и начала американской депрессии многие исследователи считают "Fondation" чем-то гораздо большим, чем просто литературное произведение. Например, согласно представлению С.Б.Переслегина, "Основание" есть литературное изложение сценария третьей мировой войны США против СССР; "описание череды непрямых действий, прежде всего в психологической области, направленных на разрушение ментального поля, основного, если не единственного фактора, скреплявшего позднюю советскую империю. Произведения Азимова (прежде всего цикл "Основание") должны быть прочитаны не как авантюрно-фантастические вещи "об описываемом будущем", но как строго реалистическое изображение американской глобальной стратегии во Второй мировой войне и послевоенные годы". (13).
         С.Б. Переслегин также отмечает "разительное отличие первых хроник "Основания" и последовавшее (после долгого молчания) в 1983 году его продолжения. Продолжение, странное и горькое, в котором вся история, весь гениальный план Х.Селдона представляется лишь наблюдаемым проявлением скрытой деятельности "вне человеческих сил" (робота Р. Даниэла), наводит на мысль, что между серединой пятидесятых и началом восьмидесятых в США что-то случилось, И это что-то очень не понравилось Азимову". В Америке что то случилось. Случилось, но что? (Необходимо отметить, что многочисленные попытки различных современных ведущих писателей продолжить цикл "Основание", таких, например, писателей, как Г. Бенфорд ("Страхи Академии", 1997); Г. Бир ("Академия и Хаос", 1998); Д. Брик ("Триумф Академии", 1999); Г. Тертлдав ("Падение Трантора"); Д. Зебровски ("Совесть Академии"); О. Скотт-Кард ("Истокологик") и ряда других - успехом не увенчались. Эти авторы не смогли понять всей глубины затронутой темы, а следовательно, не смогли ее достойно развить. Возможно, в некоторой степени, продолжение трилогии удалось Д. Кингсбери ("Психоисторический кризис", М: ACT, 2005).).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100