«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%


         Аналогом куйбышевскому Бункеру Сталина может служить бомбоубежище (Объект N18), расположенное в районе "ближней" Кунцевской дачи в Москве. Ее построили метростроевцы в 1941 году и всего за год. Основные помещения на глубине 15 м. Есть лифт. Он рассчитан на 100 человек и абсолютно автономен. Четыре независимых источника питания обеспечивают его энергетику. Два основных - от городских сетей, один запасной дизель - генератор (такими в те годы оснащались подводные лодки) мощностью 150 квт, аварийная аккумуляторная станция напряжением в 127 вольт. Воду подавали в систему из артезианской скважины с глубины 108 м. На генераторном насосе даже сохранилась табличка "Куйбышевский карбюраторно-арматурный завод. 1939 год. 5-я дачная просека". Толщина бетонных стен - 2-3 м. Сверху конструкцию прикрывает решетка из чугунных рельсов, потом бетонная подушка. В стены вмонтированы металлические листы - конструкторы уже тогда предусматривали защиту от радиации или... неких иных средств поражения?
         За массивной стальной желтой дверью сразу же начинается спуск. Гранитные ступени. Мраморная отделка стен. Три этажа вниз и тройной заслон металлических дверей. В тамбуре - душ, место, где можно провести дегазацию. Потом - основной коридор. Кабинеты справа и слева. Стены здесь отделаны карельской березой, а полы - из наборного дубового паркета.
         Сталин ходил к своему кабинету через главный вход или пользовался лифтом. (Ствол лифта - в 20 - 30 м от кабинета. И тоже отделен системой стальных дверей).
         Все остальные - через запасной. Через зал, где сидел дежурный и была охрана (45).
         Существует предположение, что позднее строители "Объекта N18" принимали участие в работе над Бункером Сталина в Самаре. В газете "Труд" от 23 апреля 1999 года приводится отрывок письма от 22 мая 1942 года начальнику "Строительства N1" Н.М. Мэскию из проектной конторы Метропроекта, указывающих на аналогичность этих объектов.
         Любопытно отметить, что к приезду московских метростроевцев (около 600 человек), две шахты для бункера уже были отрыты. Кто их строил и зачем - не ясно. Существует и другая "загадка", связанная с этим бункером. В немногочисленных сохранившихся документах первоначально как главный инженер строительства объекта фигурирует "товарищ Ленин", а в акте государственной комиссии, которая принимала объект, называется уже другой руководитель проекта - "товарищ Островский". И тот и другой "строитель" неизвестны.
         "Объект N1" - бункер в Самаре, был принят Государственной комиссией 16 декабря 1942 года с оценкой "отлично" и долгие годы в боевой готовности "ждал своего часа".
         К 1977 году Бункер Сталина был затоплен. Произошли разрушения в системе приточной вентиляции (внутренний завал). После проведения ремонтно-реставрационных работ технические возможности объекта значительно ухудшились. Теперь он мог вместить не больше 100 человек в условиях полной "закупорки" на срок не более трех суток.
         В начале 90-х бункер переделали в памятник. Его "сердце" - кабинет Сталина: диван, столик, около него стул. По стенам шесть дверей. Музейные работники рассказывают, что действующих только две: одна, через которую входят в кабинет, другая - ведет в туалет. Остальные четыре - или чисто "психологические" - ведут в никуда или выводят в закрытую часть системы.
         В дополнение к имеющимся штольням пробивали новые, идущие в глубь прибрежного холма, где строились другие объекты.
         Сохранился весьма интересный документ:
         "Для освещения бункера необходимо проложить линию от спец. объекта 1 (Бункер) к дизелю, находящемуся в расположении спец. Объекта 2 (Штаб ГО). Это главный тоннель. Второй тоннель - запасной, технический для слива дизельного топлива" (46).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100