«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 55%


         Вернемся к воспоминаниям нашего ветерана: к моменту прибытия группы под Обкомом уже находилось убежище, подготовленное для местных руководителей, и был вырыт трех метровый котлован. В ходе последующих работ этот котлован был вначале расширен до 5-ти, а затем и 9-ти метров в диаметре. Основные строительные работы были начаты 21 февраля 1942 года с подготовки подъездных путей по ул. М. Горького и ул. Водников. Куратором от службы Берии был некто Сабуров. Для общения на "стройке" было рекомендовано использовать прозвища. Так товарищ Иванов стал Шаней.

Бункер Сталина


         За девять месяцев группой специалистов из 3-го саперного подразделения и группой московских метростроевцев (597 человек) было построено два ствола чугунных тюбингов. Группы объединили 25 мая 1942 года. Метростроевцы тормозили работы.
         Часто встречались плывуны, их приходилось замораживать жидким азотом. Потом лед откалывали и сбрасывали на катере с глушителем в реку Самарку. Такие работы разрешалось вести только ночью...
         1 ноября 1942 года Иванов неожиданно получает шифровку из Москвы от уже отбывшего проектировщика бункера Юлиана Семеновича Островского. "Согласно предупреждению, ответственным и предупрежденным сотрудникам необходимо покинуть объект не позднее 11 ноября. Передвигаться со спецуполномоченным по маршруту от станции Обшаровка до станции Инза. Прихватить нужное по прилагаемому списку. При захвате НКВД документы уничтожить. Ответственность за выполнение распоряжения возлагаю на товарища Иванова. Быть наготове к неожиданностям. Пройти негласные посты НКВД и не шутить. Действовать по инструкции. Строго предупреждаю".
         "Побег" состоялся успешно. В Москве Н. Иванов и его напарник П. Тимофеев, по распоряжению одного из руководителей Московского метрополитена, были устроены на электродизель-почтовик в "Главспецремстрой-12".
         Там они периодически "навещали" Островского и "хранили" архив... - боясь за его сохранность. После третьего "посещения" Островского их "засекло" НКВД, и в июле 1943 года "... подошли двое, уточнили Ф.И.О., надели наручники и привезли на Лубянку. В тот же день привели на допрос к Абакумову. Там был сам Берия. Он требовал выдать, где другие "беглецы" и где находится Кондратьев. Берия и Абакумов также задавали ряд других вопросов связанных со строительством самарского бункера". (В.Т. Кондратьев - бывший командир подразделения задействованных на строительстве саперов. Отбыл с объекта 25 мая 1942 года.).
         Лубянка, потом Бутырка, Таганка, потом задержанных этапировали в лагерь Ново-Соленье, на строительство Цимлянской ГЭС, затем их перебросили на возведение Нижне-Донского канала. На этой стройке Петр Тимофеев погиб, там и был похоронен. А Иванов был освобожден по амнистии лишь в 1953 году и так и остался жить в Ростовской области.
         По воспоминаниям ветерана Сталин дважды лично побывал на секретном самарском объекте: 9 июля и 11 октября 1942 года. В Самару он прилетал с личным пилотом - "драконом" Сашей Агеевым.
         В данном рассказе много любопытного. Много на первый взгляд фантастического, например поездка для выбора места строительства бункера вдоль Волги. Но вот уже в 2002 году в канцелярии Саратовского губернатора Аяцкова случайно обнаружились два чудом сохранившихся документа. Первый - постановление Государственного Комитета Обороны N945-СС от 22 ноября 1941 г. Москва, Кремль. (Подлежит возврату в Секретариат ГКО часть 2. Поверх пометка "Гриф снят"). "О строительстве специальных убежищ в гг. Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде."

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100