«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 31% |
Но вдруг пред витязем пещера; В пещере старец; ясный вид, Спокойный взор, брада седая; Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Ее внимательно читая. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила
"Колокольный звон" из-под земли часто слышали и в районе Аскульского оврага (к востоку от Попова оврага). "Там под землей был склад (Воровское городище), в котором были огромные часы с колокольным звоном". Часы эти заводились один раз в 100 лет. "Ровно в двенадцать часов ударило под землей в колокол двенадцать раз". "А было, что из-под земли люди выходили", - говорят предания (51).
"В Жигулях, по природным пещерам, живут люди "древнего благочестия", молящиеся на Восток" ( В.В. Крестовский).
В одном из рассказов П.И. Мельникова "Из раскольничьего быта" идет речь об общении призрачных старцев, обитающих в горах Кирилловых, у святого озера Светлояр, что под Нижним Новгородом, с призрачными старцами гор Жигулевских:
"Кирилловы горы расступаются, как врата великие растворяются и выходят оттуда старцы лепообразные, един по единому... Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор... И покуда расшива (корабль) проходит мимо тех Жигулевских гор, должны судоходцы исполнить приказ старцев гор Кирилловых, должны крикнуть громким голосом: "Ох, вы, гой еси, старцы жигулевские. Привезен вам поклон от горы Кирилловой". Кирилловы старцы с вами прощаются, прощаются они, благословляются. "Расступаются тогда высокие горы Жигулевские, растворяются Врата Великие, белым алебастром по вину пору забранные, и выходят на берег старцы лепообразные един по единому... (Даруют ветер попутный). А забудь судоходцы исполнить завет горы Кирилловой - встанет буря великая, разверзнутся хляби водные и поглотят расшиву с судоходцами" (52).
К. Серебренитский отмечает:
"На протяжении последних 300 лет в Самарской области постепенно собираются приверженцы всех основных тайных и апокрифических учений России... Основные волны заселения Самарской губернии совпали с основными линиями распространения тайных учений и формирования катакомбных исповеданий. "В середине XVII-XIX веков в Поволжье получил особое распространение слух о существовании невидимых городов и монастырей, чей колокольный звон слышен будто бы в тихие летние ночи". Назывались и места, где они появлялись в предутренних туманах в Жигулевских горах.
Некоторые самарские старожилы еще и сегодня помнят о системе пещер, располагавшихся в горах ниже по течению к западу от Самары. Их называли "Низовые горы". Рассказывают, что там был самый настоящий лабиринт извилистых ходов и узких коридоров. Пещеры были заполнены льдом, в которых иногда можно было увидеть различных замерзших животных.
Эти пещеры, несмотря на свою удаленность от города, были довольно известны. Относительно удобный доступ к ним открывался к исходу лета, когда уровень реки существенно понижался. Доступ к ним был удобен еще и тем, что водный поток позволял довольно быстро достичь этих мест, спускаясь вниз по течению или пользуясь системой проток. Обратно они старались вернуться к вечеру, под парусами, используя благоприятное направление летних ветров" (53).
Для современного исследователя вся трудность заключается в том, что непонятно о каких Низовых горах здесь идет речь.
В этих местах сегодня нам известны только одни горы - Винновские горы.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||