«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 25%


         "Гиблое то место. Многие хотели узнать, что там внизу происходит. На вожжах спускались. Кто вернулся, страсть напуганные, а какие поглупее в глубину уходили - те совсем не вертались. Этажей в том "Доме" (пещерах) неисчислимо. Провалится человек, и нет ему выхода... Колдуны там жили, а может, и сегодня еще живут. Мы точно не знаем".
         Расспросив местных жителей, участники экспедиция двинулись в сторону этих пещер. Шли минут сорок через старый сосновый лес. Вскоре поверхностный слой почвы исчез, обнажив коренную каменную породу. Огромные трещины рассекали массив, открывая доступ в глубь земли. И опять недостаток свободного времени не дал нам возможности планомерно изучить весь этот район. Мы нашли только одну глубокую пещеру, откуда ощутимо тянуло холодным воздухом. На ее стенах мирно и сонно сидело множество комаров, не проявлявших активности.
         Протиснувшись в каменную трещину, мы попали в какой-то своеобразный подземный колодец, глубиной метра три. Дальнейший путь "перекрывался" большим острым камнем. Без проведения раскопок и удаления мелких мешающих камней пройти дальше было невозможно. Так что эти пещеры тоже ждут своих исследователей.
         Косвенным свидетельством наличия в этих местах значительных подземных пустот может служить урочище Семи Ключей. Там из земли бьют родники с постоянной температурой воды 5-7 град.. Вероятно, эта вода - следствие таянья льда в подземных пустотах.
         Свидетельством уникальности животного мира данного района может служить любопытный рассказ жителя Сызрани Виктора Осипова о встрече его в этих местах с ящерицей, "стреляющей огнем":
         "Большая ящерица с подвижными, переливающимися цветными пятнами на теле сидела возле небольшой пещерки. Хотел ее поймать. А она плюнула огнем. Мне сильно обожгло пальцы. Когда прибежал домой, проспал почти четырнадцать часов" (32).
         Нам удалось установить, что в угро-финской мифологии сохранился образ Мааналайсы - "подземные" или Маанвэки - "земляной народ". Это волшебные антропоморфные существа, способные принимать любой облик. Особенно часто ящериц, лягушек и горностая.
         Сохранилось любопытное предание, что одну из ночевок в Поволжье, перед походом в Сибирь, войско Ермака провело в таинственном "Каменном доме", где были каменные столы, лавки и сундуки. Любопытно отметить, что этот "Дом" был согласно легендам у истоков Усы.
         Еще совсем недавно там, проникнув через узкий вход, можно было попасть в большой зал, где имелись "каменные столы и лавки". Выбивавшаяся в этом месте из скалы Уса протекала по крыше "Дома" и образовывала водяной занавес, закрывавший вход. Местные называли эту пещеру, конечно, пещерой Степана Разина. Авторы уже искали ее еще в начале восьмидесятых годов, но тогда обнаружить не смогли.
         В чувашской мифологии сохранились предания о связи Степана Разина с волшебными змеями Курык-водыж. Им принадлежит подземный мир, где они хранят свои сокровища. Они мудрецы и маги, способные менять свой внешний облик и оживлять мертвых. Согласно преданию Степан проник в их подземный город, когда ночевал в дупле старого дуба, который раз в год опускается в подземный мир. Эти существа укрыли тяжело раненного Разина в одной из своих пещер, на удаленном острове... (33).
         Пещеру "Степана Разина" мы сумели найти в июле 2000 года. Но к этому времени там произошли сильные обрушения. Подмытая водой рухнула крыша "Дома". И теперь вода стекала по разбитым камням. В глубь горы вела лишь небольшая щель, практически полностью забитая глиной. Продвижение вперед требовало значительного объема расчистных работ.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100