«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 22% |
Давно это было, но легенда гласит, Вечная жизнь Летуну предстоит. Дух его ни когда не умрет, Людям он знанье несет... Современная костровая поэзия
В Поволжье широко распространена вера в волшебных Змей, обитавших здесь в древние времена. И сегодня на Волге сохранилось название Змиевы горы. Обнаженные откосы, состоящие из песчаников и глин, точно срезанные гигантским мечом, круто спускаются к реке. Считается, что свое название эти горы получили от громадного змея, долгие годы жившего в этих местах и причинившего местному населению немало бед и горя. Наконец, он был убит неким богатырем. Тело его распалось на три части, которые тотчас же обратились в камни (считается, что первым эту сказку записал путешественник А. Олеарий в 1636 году).
В XVIII веке в Поволжье была записана легенда, по которой крылатый летучий змей Зиланта после гибели своих сородичей перелетел на холм Джилантау (район современной Казани), откуда открывался путь в подземную страну. Оттуда он долгое время наводил ужас на окрестные земли, пока не был убит... После взятия Казани, чтобы "запереть" вход в подземную страну, русские основали на холме Джилантау монастырь.
Предания о Змеелюдях-Рахах, и сегодня обитающих в подземельях, сохранились во многих районах Поволжья. В Нижегородской области рассказывают о Йорт Еланы - домашних змеях, оборачивающихся людьми. Они покровительствовали конкретным семьям, "следили за малолетними детьми, охраняли их, учили различным премудростям и даже забавляли их".
В Самарской области сохранилось предание о Шихан-горе - месте сна, "тех, кто живет внизу". В книге "Легенды, предания, бывальщина" под редакцией Н.А. Криничной так говорится о поволжской Шихан-горе:
"Слыхали мы от стариков, что Шихан-гора не природная, а сложена руками человеческими из камня-дикаря. Внутри она полая. Если постукать ломом по ее боку, то Шихан загудит, как пустая бочка или барабан, а внутри зашипит по-змеиному" (25).
Сегодня местные жители довольно редко посещают этот холм. Они считают, что там нет ничего достойного внимания - только болотца, да заросли кустарника. Хотя до революции многие их предки ходили на ту гору, с озерами на вершине - "молиться". Место, где обитал Дух горы, было помечено особым камнем. Вот на нем и оставляли подношения: хлеб, соль, мед. По преданиям, рядом с озерами находились какие-то развалины. Местные жители по установившейся традиции Среднего Поволжья именовали их "Землянкой Степана Разина". (Степан Разин в Поволжье - образ собирательный и имеет весьма далекое отношение к своему историческому прототипу. Степан Разин - предводитель восстания в Поволжье - казнен в Москве в 1671 г. В местной традиции Разин - это колдун, оборотень, могучий чародей, владелец летающей лодки (укрытой в одном из курганов, по другой версии - в одном из озер Поволжья)).
После революции и гражданской войны на гору практически не ходили - плоды просвещения, запретов и культурной революции. Жертвоприношения прекратились, а "рассерженный дух" разлил озера, превратив их в болота. На горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожащего их владения.
28 мая 1984 года группа самарских исследователей отправились на поиск этой горы.
(В этом эпизоде авторы специально стараются не давать точных географических привязок, исходя из общих правил техники безопасности "общения" жаждущей, но неподготовленной публики с подобными местами).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||