«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 79% |
Где-то в промежутке между XIV-XVIII вв. в него ударила молния, образовав большую трещину, что явно свидетельствовало о связи Камня и грозных небесных сил.
Еще в XX в. в некоторых деревнях сохранялись древние знания или, как их называли специалисты, "языческие воззрения". Так. например, во время экспедиций ЧНИИ 1984 г., в некоторых селениях Чувашии были зафиксированы "Самар Чук" - "Моления о дожде" (18). Как показывают проведенные изыскания, существовали различные методики "вызывания дождя". Уже говорилось о практике обмывания водой "громовых камней".
Наша "Каменная лошадь" - ритуальный объект, некогда служивший местному населению для вызывания дождя. Ярким свидетельством того, что это место все еще посещаемо и используется в ритуальных целях, является "веточный веник", предназначенный для обмывания "лошади".
После внимательного осмотра "урочища лошади" один из экспертов нашей экспедиции спелеолог Дмитрий Федорович Китаев выдвинул предположение, что в этом месте сравнительно недавно мог бить гейзер. Обкатанные камни, проточенные ложбинки, скругленные грани, - все это несомненные свидетельства быстротекущей воды. Поскольку и "Каменная лошадь", и охраняющие ее "лягушки" располагались на господствующей возвышенности, сюда вода самотеком подниматься явно не могла. Оставалось предположить, что этот мощный поток воды извергало давление подземных недр, образуя гейзер.
В 1952 г. в Оренбургской области преподаватель истории стал свидетелем проведения обряда "заклинания дождя". Вот что он рассказал: "Дождей не было весь май, да и в начале июня тоже. Степь пожелтела и побурела. Однажды после уроков я шел домой. Небо было безоблачным. Я заметил, как из колодца, расположенного в конце школьного двора, девушки таскают воду... на старое сельское кладбище.
Моя квартирная хозяйка сообщила мне, что девушки хотят вызвать дождь, прибегая к древнему народному способу - обливая водой могилы опойцы. (Опойца - человек умерший от неумеренного потребления спиртных напитков. Чтобы вода пошла в могилу, в земле колом пробивали яму).
Мне все это показалось забавным... Часа через три, уже к вечеру, небо нахмурилось, поднявшийся ветер дул ровно и сильно. Сделалось темно. Хозяйка зажгла лампу и закрыла ставни. Начался дождь, перешедший в мощнейший ливень..." (19).
После возращения из экспедиции "2001" исследователи приступили к анализу полученных фотографий. Случайное распределение света и теней, зафиксированное на одном из фотоснимков "Каменной лошади", выявили скрытые временем и непогодой многочисленные символы, некогда нанесенные на изваяние. Используя современные методы обработки информации, нам удалось частично очистить изображение от помех и выделить совокупность символов. Были выделены две области распределения символов: "центральная сетка", образованная системой взаимопересекающихся дуг, и "уздечка", охватывающая голову лошади и опускающаяся к стремени. Некоторые ячейки сетки были пусты, другие содержали некие символы, возможно, астрономические или астрологические. Наиболее распространен был символ А. В чувашской рунической письменности он означает "100". (20). Были там и двойные кружочки и некие "серпики" - возможно, знаки, отмечающие фазы луны.
Следует напомнить, что подобные памятники, хранители астрономической информации, характерны и для других индоевропейских народов.
Вне всякого сомнения, обнаруженные памятники являются уникальными и требуют самого бережного и тщательного изучения и сохранения.
Как можно видеть на приведенных выше примерах, деятельность "неизвестных" в Среднем Поволжье довольно разнообразна и в чем-то даже противоречива. Но современные мифы о них связываются с вполне реальными материальными объектами-следами. Некоторые из этих следов известны, другие еще требуют своего обнаружения.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||