«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 78% |
В верховьях Усы можно встретить геологические обнажения в форме коня, лягушки, бабы - былые предметы поклонений и суеверий. Соболев А. "Жигулевская Кругосветка".
Летние экспедиции группы "Авеста" 1996-2001 гг. привели к обнаружению на территории Среднего Поволжья двух крайне любопытных мифообъектов. Среди древних скал-останцев удалось найти и зафиксировать редкий мифогенный объект Камень Йубейде-Тяуле. Это культовый объект, но, что крайне важно, не человеческий...
Согласно местным поверьям, это священное место неких древних существ - "людей-филинов", или, по-другому, "меховых обезьян". Возможно, здесь мы имеем дело с воспоминаниями о древнейшем населении этих земель, которых вытеснили более молодые племена, в том числе и предки чувашей.
"Упете" по-чувашски означает "обезьяна". Они хитрые и умные, но в то же время это не "нечисть", не Патавка-бусь и не его "дети" Рахи, а вроде как просто "лесной народ". Известно, что они иногда собираются около "камня" и водят "хороводы". Эта скала, у которой они появляются, чем-то для них крайне важна, и люди знающие сюда обычно не ходят, боятся.
Во время экспедиции "Авеста-2001" при детальном исследовании скалы Йубейде-Тяуле был обнаружен сквозной проход-щель, ведущий из "пасти" Головы на ее вершину, за "лобовую шишку". Можно предположить, что данный проход мог использоваться в ритуальных целях, когда, например, проходящий посвящение оказывался проглоченным, а потом появлялся вновь на обрядовой площадке, освещенный светом факелов. Камень Йубейде-Тяуле - что это? Рукотворная скульптура или странная игра природы? Очень сомнительно, чтобы простое выветривание могло придать камню столь отчетливые очертания, но и в пользу рукотворной версии особых доказательств нет. Если и были какие-то явные следы инструментальной обработки камня, то ветер, влага, песок давно их стерли.
Хорошо бы провести в этих местах основательные раскопки...
Второй ритуальный объект - это "Каменная лошадь", полукольцом окруженная группой одиночных камней. Местные называют их "лягушками". Авторы позволили себе выдвинуть предположение, что форма, размеры, а, главное, размещение "лягушек" относительно "лошади" не случайно. Возможно, здесь в Поволжье сохранился древнейший астрономический комплекс чувашского народа. Насколько это реально?
Древние предки чувашей некогда пришли на Волгу из Центральной Азии, хотя некоторые исследователи, например, академик Н. Марр, считают их даже потомками Шумеров.
До середины XX в. в некоторых их селах еще сохранялись древние знания: особый трехлетний календарь, уникальная руническая письменность, особое почитание камней.
Даже в Евразийских современных топонимических системах понятие камень перекликается с понятием конь и означает нечто большое, крупное. (17). Сам образ Коня-камня распространен довольно широко и связывается с "гремучими или гремячими горами". Например, в Тульской области название Конь-камень сохранили не менее трех валунов. Один из них находится на берегу реки Красивая Меча. Около него еще сравнительно недавно во время падежа скота справляли обряд опахивания... Два других камня даже дали имена деревням - Большой Конь и Малый Конь. Еще один валун, хотя и не сохранивший или не имевший имени, зафиксирован на среднем течении реки Непрядвы, недалеко от села Михайловское. Местное предание гласит, что возле этого камня не могут пастись лошади.
Вероятно, самый известный Конь-камень был заложен в основание памятника Петру I. Длина его от 12,2 до 16 м, ширина от 6,1 до 8,24 м, высота 4,1-8,2 м. В прошлом этот Конь-камень отмечал место спуска в подземный мир на одном из островов Ладожского озера.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||