«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 90% |
В конце Второй мировой войны Эвола, исследующий в Вене масонские архивы, попал под бомбежку и получил серьезную травму позвоночника. До конца своей жизни он остался парализованным. После войны он вернулся в Италию. В этот период он пишет книги "Фашизм, критика справа", "Человек и развалины", "Ориентации", "Оседлать тигра", Все они продолжали тему консервативной революции и ее перспектив, так как Эвола категорически отказывался считать поражение стран Оси во Второй мировой войне поражением самой идеи Консервативной революции. Он полагал, что темные антисакральные силы были проявлены не только во внешнем воздействии со стороны демократов США и коммунистов СССР, но и внутренними факторами.
Умер Эвола в 1974 году. Его прах похоронен на вершине горы Монте Роза.
Трудам Юлиуса Эволы можно посвятить отдельное исследование - как комплиментарное, так и критическое. Однако нас во всех этих томах интересуют всего несколько страниц или даже ответ на конкретный вопрос: как барон-мистик относился к теософской гипотезе о древних цивилизациях и к идее свастики как символа полюса, под которым якобы возникла и развивалась арийская раса.
Нет ничего удивительного в том, что этой теме в творчестве Эволы уделено особое внимание. Он в принципе разделял убежденность Рене Генона и других авторов в том, что некогда на арктических территориях существовала протокультура, основанная на поклонении солнцу. Как и Елена Блаватская, Эвола находит подтверждение этому в преданиях о некоей арктической прародине. Например, "Шветадвипа" или "Уттаракуру", священная земля Крайнего Севера, воспринималась индоариями как "белый остров" или "остров сияния", как дом Нараяны, "в котором горит великий огонь, изливающийся во все стороны". Греческий миф о гипербореях тоже увязывался с "солнечным" Аполлоном. Ацтекский Туллан или Тлаллокан (который также этимологически соответствует греческому Туле) по смыслу аналогичен "дому солнца". Гимле или Гладсхейм, "дом радости", расположенный на древней прародине, в Асгарде, называется в "Эдде" вечным, золотым и сияющим, как солнце. Тем же самым слывет таинственная "лежащая к северу от северного моря" земля, которая упоминается в преданиях Дальнего Востока.
Свастику, по Эволе, нужно квалифицировать как огненный, солнечный (а значит, и северный, полярный) символ. При этом барон утверждает, что древний человек, вопреки устоявшемуся мнению, не "обожествлял" суеверно силы природы, а, напротив, использовал их для выражения высших смыслов.
Свастика хоть и связана исторически с первобытными инструментами по добыванию огня (тут Эвола не прав: самая древняя свастика, как мы помним, связана с рыбалкой), является прежде всего порождающим началом Огня и Света. В еще более высоком смысле свастика - это "таинственная печать Пра-Света и Пра-Огня, которые снизошли, чтобы воплотиться и возжечься в правящих кастах, в их "солнечной" работе над силами более низкого порядка и отстающими пока в совершенстве расами".
Не следует забывать, пишет Эвола, что свастика - не только огненный, но и полярный символ. Ведь "солнечная" функция, воплощаемая вождями в великих, укорененных в традиции культурах, имела самое прямое отношение к функции "полюса". Вождь - это персонифицированное постоянство, неподвижная точка. Вокруг него происходит организованное движение сил, окружающих его, "словно свита короля".
"Существует определенная связь, - продолжает Эвола, - между исполненной глубочайшего смысла дальневосточной поговоркой "Неизменность в середине" и словами Конфуция:
"Тот, кто правит посредством добродетели (небесный, рожденный из неизменности в середине), равен Полярной звезде. Он твердо стоит на своем месте, а все звезды движутся вокруг него".
Аристотелево понятие "неподвижного движителя" является теологической передачей того же самого понятия. То же можно сказать и о "господине мира" или "чакрварти" - "того, кто заставляет колесо крутиться", в то время как сам является неподвижной точкой, "полюсом", опорой для его упорядоченного движения. Недалеко от "полярного" символизма отстоит и то, что можно назвать "олимпийским превосходством". Это непреодолимая сила, спокойная мощь, способная узаконить себя через свое чистое присутствие, сила, вызывающая непосредственное и опасное переживание трансцендентного...
Свастика отсылает нас к тому, что, ввиду причастности к духу внутреннего превосходства, центральности, охваченности "огнем" и сверхъестественным истечением спокойной и всепобеждающей мощи, следует признать подлинно "классическим". Согласно древнейшему преданию предназначенный свыше к власти должен был иметь видение небесного колеса (опрокидывающего и покоряющего). Одновременно это колесо воплощало "рта" - порядок, духовный арийский закон (символически изображаемый божественной колесницей в пути). Вместе эти образы дают представление о подлинной самодвижущейся свастике - кружащемся, победоносном колесе, сотканном из света и огня, с неизменным, вечным постоянством в середине.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||