«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 85%

Святой Грааль Третьего рейха


         Разумеется, вождь немецкого народа Адольф Гитлер знал легенду о Святом Граале и рыцарях Круглого стола, посвятивших себя его поискам. Это ясно хотя бы из того простого факта. что история сэра Персиваля положена в основу оперы Вагнера, а Гитлер, как мы помним, был неравнодушен к этому композитору.
         Либретто оперы было создано по мотивам романа о Граале, написанного Вольфрамом фон Эшенбахом. Книга Эшенбаха о Граале - замечательный образец средневекового романа, в котором Гитлер, по его мнению, обнаружил то, что искал, - типично западный путь для достижения трансцендентного состояния сознания.
         Гитлера глубоко волновала манера, в которой композитор воспел "братство рыцарей с чистой и благородной кровью". А мысль, что эта кровь должна таить в себе секрет духовного озарения, разбудила в глубинах его души такие чувства, каких он никогда не испытывал раньше.
         С другой же стороны, Гитлер ощутил необъяснимое чувство тревоги при виде процессии и ритуалов, происходивших в замке Грааля.
         "У меня не было никаких причин, - скажет он позже, - восхищаться всеми этими ничтожными рыцарями, обесчестившими свою арийскую кровь, следуя всем суевериям еврея Иисуса".
         На той же почве в свое время сцепились закадычные друзья - Рихард Вагнер и Фридрих Ницше. Хорошо известна одна деталь последней их встречи в Байрейте (Ницше рассказал о ней с присущим его манере блеском). Оказывается, Вагнер во время написания оперы и не догадывался об отвращении, которое испытывал Ницше к его мыслям о Христе, и изложил тему "Персиваля" на основе своего новоиспеченного религиозного опыта, основанного на его возвращении в лоно Церкви (конечно, если считать, что Иисус был не евреем, а происходил из арийской расы).
         Ницше, которому христианство представлялось извращением, не был в состоянии превозмочь отвращение. Он навсегда отвратился от Вагнера.
         "Время пришло сказать друг другу "прощай", - напишет Ницше, увидев своего единственного друга, сломленного христианскими идеями.
         Разъяренный и страшно разочарованный, великий философ так впоследствии оценит "Персиваль" Вагнера:
         "Персиваль" - творение коварное, мстительное, которое несет в себе тайное стремление к отравлению всех жизненных надежд, короче, это - плохое произведение... Я презираю всякого, кто не распознает в "Персивале" попытку покушения на фундаментальную этику".
         Не растерявшись, Рихард Вагнер выставил против Ницше убедительный (с его точки зрения) аргумент в пользу некой формы христианства, которая в некотором роде избежала влияния иудаизма. Для Вагнера христианство не было тем, что Ницше презрительно называл "еврейским наследием". Напротив, Вагнер утверждал, будто ему было явлено, что Иисус Христос никогда не принадлежал к развращенной расе евреев. Кроме того, он заявлял, что ищет "окончательное решение", которое позволит освободить Германию от их пагубного влияния.
         Мысль о том, что кровь в жилах Иисуса была арийской кровью, - понятие, которое уже само по себе говорит о полном незнании природы христианства, - указала новое направление поисков Грааля. Это означало, что священные тайны должны рассматриваться как тайны исключительно германского происхождения и что рыцари Грааля, таким образом, принадлежат также исключительно к германской расе.
         Жестокая битва, разгоревшаяся между двумя любимыми героями Гитлера, поставила его перед некой дилеммой. Кто же прав в своей оценке Иисуса? Музыкант, преклонивший колени перед арийским Христом, или экзальтированный философ, обозвавший христианского Бога идиотом?
         Гитлер не встал на сторону ни одного из своих героев. Он позаимствовал от них только некоторые элементы, нужные ему для того, чтобы построить свое собственное мировоззрение.
         В результате фюрер несколько модифицировал легенду о Святом Граале.
         Гитлер рассматривал процесс бесконечных поисков Грааля как путь, через все сомнения ведущий от оглушающего отупения к духовному подъему, своего рода посвящение. Он часто говорил о ступенях восхождения к высшим уровням сознания и раскрывал значение геральдических знаков и рыцарских гербов, понимая под ними символы различных ступеней, которых их владельцы достигли на пути к Граалю.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100