«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 60% |
Методика экспериментов была следующая: два наголо обритых добровольца надевали на голову алюминиевые шлемы оригинальной конструкции, разработанной самим Барченко. Шлемы участников опыта соединялись медной проволокой. Перед испытуемыми устанавливались два овальных матовых экрана, на которых им предлагалось сосредоточиться. Один из участников был "передающим", другой - "принимающим". В качестве теста предлагались слова или изображения. По сообщению Барченко, в случае с изображениями положительный результат угадывания был близок к 100 процентам, а в случае со словами фиксировалось много ошибок. Частота ошибок увеличивалась, если использовались слова с шипящими или глухими буквами.
Доложив о результатах, Барченко, однако, дал читателю понять, что было бы неверным считать N-лучи "исключительным двигателем мысли" - "смотреть на "N", как на самые мысли, нельзя, но нельзя также отрицать их тесной связи с последними".
В конце статьи, размышляя над важностью открытий в области "лучистой энергии", Барченко неожиданно возвращается к вдохновлявшей его идее о том, что древнему миру, возможно, были известны многие тайны природы, еще не познанные современным человеком.
"Существует предание, - пишет он, - что человечество уже переживало сотни тысяч лет назад степень культуры не ниже нашей. Остатки этой культуры передаются из поколения в поколение тайными обществами. Алхимия - химия угасшей культуры".
Позже появляются и другие очерки Александра Барченко, озаглавленные еще более красноречиво: "Загадки жизни", "Передача мысли на расстоянии", "Опыты с мозговыми лучами", "Гипноз животных" и так далее.
В статье "Передача мысли на расстояние, часть II", опубликованной в N32 журнала "Природа и люди" за 1911 год, Барченко описывает один оригинальный аппарат, используемый им для опытов:
"Располагая самым дешевым воздушным насосом, можно построить разновидность прибора, заменяющего "стенметр" Жуара. Внутри тонкого стеклянного колпака каплей дамарлака, канадского бальзама или расплавленного с бурой стекла подвешивается сухая тонкая шелковая нить, на конце которой укрепляется в равновесии тонкая сухая соломинка, служащая стрелкой-указателем. На конце соломинки распушен тончайший хлопочек гигроскопической ваты. Диск насоса посыпан мелко толченной солью. Отверстие насоса защищают кусочком сухого картона с пробуравленными дырочками и небольшим бортом, чтобы не сдуло соль. Разреживают воздух осторожно, и аппарат готов к действию. Сосредоточьте взгляд на клочке ваты, стрелку можно повернуть взглядом".
В это же время Барченко публикует и два мистических романа, связанных общей сюжетной канвой: "Доктор Черный" и "Из мрака". Оба эти произведения изобиловали автобиографическими реминисценциями и, по сути, отражали теософско-буддийское мировоззрение Барченко.
Изыскания Александра были прерваны Первой мировой войной. Однако после ранения и демобилизации в 1915 году он продолжил работу. Теперь Барченко собирает материалы, штудирует первоисточники, по которым впоследствии составляет законченный курс "История древнейшего естествознания", послуживший основой для его многочисленных лекций на частных курсах преподавателей в Физическом институте Соляного городка в Санкт-Петербурге.
Революционная буря вырвала Барченко из привычного круга забот, перевернула всю его жизнь. Первый шок от октябрьских событий, испытанный Александром Васильевичем, однако, вскоре прошел, и он начал рассматривать революцию в более позитивном свете, как "некоторую возможность для осуществления христианских идеалов", в противоположность "идеалам классовой борьбы и диктатуры пролетариата". Эту свою позицию Барченко определил как "христианский пацифизм", заключающий в себе идеи "невмешательства в политическую борьбу и разрешения социальных вопросов индивидуальной нравственной переделкой себя".
В конце 1917 - начале 1918 года Барченко часто посещал различные эзотерические кружки, продолжавшие регулярно собираться в Петрограде, несмотря на хаос революционного времени. Сам он называл три таких кружка: известной теософки и мартинистки Ю. Н. Данзас, доктора Д. В. Бобровского и общество "Сфинкс". Их посетители, собравшись за плотно закрытыми дверями, горячо обсуждали как религиозно-философские вопросы, так и актуальные политические темы. В целом в кружках царила резко антибольшевистская атмосфера. Однажды в "Сфинксе" Барченко пришлось вступить в полемику с критиками Октябрьской революции, однако его "христианско-пацифистское выступление" не встретило понимания у присутствующих, и он ушел.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||