«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 59% |
Сатирик Лукиан добавляет к уже сложившейся картинке несколько потрясающих воображение штрихов:
"Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился при мне по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь? - "Ты видел это? - спросил я. - Видел летающего и стоящего на воде гиперборейца?" - "Еще бы, - ответил Клеодем, - гипербореец имел даже обычную кожаную обувь". О мелочах, которые он показывал, говорить не стоит, - как он напускал любовные желания, призывал духов, вызывал давно похороненных покойников, делал видимой даже Гекату и низводил с неба Луну".
Полеты гиперборейцев довольно часто встречаются в материалах, которые связывают с легендой о стране Аполлона. Это позволило современным эзотерикам и уфологам сделать вывод, что народ Гипербореи как минимум обладал авиационными технологиями. Почему-то эти товарищи не оставляют древним грекам (а особенно сатирику Лукиану!) права на вымысел и забывают, что эллинская мифология прямо-таки кишит летающими существами, которые обходятся без всяких технологий.
Многочисленные попытки ученых локализовать Гиперборею на географической карте привели к тому, что стало ясно: страна Аполлона вовсе не имела какого-нибудь определенного местоположения. Она мыслилась в самых разнообразных местностях из известных тогда стран. И самим греческим писателям была отнюдь не чужда мысль о полной географической неопределенности представления о гиперборейцах. Так, Страбон говорит, что греческие географы "называли гиперборейцами, савроматами и аримаспами всех живших выше Эвксинского Понта, Истра и Адриатического моря". Гипербореей называли и Македонию, и Италийские Альпы, и территорию "между Пиренеями и Альпами" (нынешняя Франция или ее север), и так далее и тому подобное.
Точку в мифической истории Гипербореи поставил советский профессор Александр Лосев. В своем фундаментальном труде "Античная мифология в ее развитии" он показал, что само этимологическое толкование греческого слова "гиперборейцы" как "живущие за Бореем" (то есть "живущие на севере"), скорее всего, ошибочно. Он обращает внимание на то, что в календаре Крита имелся седьмой месяц "гипер-берет", а в календаре Македонии и Пергама - последний месяц "гипер-беретей". Это летние или позднеосенние месяцы, связанные с жатвой и культом Аполлона. С точки зрения македонского языка, "гипер-беретей" вполне тождественен с "гиперферей". А это последнее слово близко к "перферей" - служитель Аполлона. Следовательно, "гиперборейцы" - не что иное, как служители Аполлона, его жречество.
Географическая неопределенность и невероятные подробности из жизни "северного народа" оставляют широчайшее поле для безудержного фантазирования. Потому не приходится удивляться, когда люди, уверовавшие в идеи палеофантастики, начинают сооружать собственные (и довольно громоздкие) конструкции на основании тех крупиц знания, которые остались нам в наследство от античных авторов с их мифологизированным сознанием.
Возрождение легенды о Гиперборее пришлось на XIX век. Французский астроном Байи (он был мэром Парижа, а затем его казнили на гильотине во времена революции) полагал, что перед ледниковым периодом Шпицберген населяли могущественные атланты, согнанные со своей земли наступившими холодами.
Блаватская называет Гипербореей доисторическую страну, "которая простерла свои мысы в южном и западном направлении от Северного полюса, чтобы принять Вторую Расу, и вмещала все, что известно сейчас как Северная Азия".
В отличие от античных авторов, Блаватская не считала Гиперборею страной мечты. Вторая коренная раса была уничтожена своими порождениями - Вторым человечеством, "составленным из самых разнообразных гигантских получеловеческих чудовищ".
Поздний классик эзотерической мысли Рене Генон в своей знаменитой книге "Король Мира" пишет о Гиперборее следующее:
"Речь всегда идет об одном регионе, который, подобно земному раю, стал недоступен обычным людям и который расположен в месте, недостижимом для катаклизмов, сотрясающих человеческий мир в конце некоторых циклических периодов. Это настоящая "страна на краю света"; впрочем, некоторые ведические и авестийские тексты говорят о том, что ее положение было попросту полярным, даже в буквальном смысле слова, и, как бы ни определялось ее местоположение в течение разных фаз истории земного человечества, она всегда оставалась полярной и в символическом смысле, поскольку в сущности представляет собой неподвижную ось, вокруг которой совершались вращения всех вещей".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||