«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 37%


         В 1873 году по указанию своего Учителя Блаватская отправилась из Парижа в Нью-Йорк. В самом начале ее пребывания в Америке Блаватской пришлось немало бедствовать, но она никогда не унывала и, пока не получила деньги из дома, занималась то шитьем галстуков, то изготовлением искусственных цветов.
         Ко времени появления Елены Петровны в Северной Америке общественное внимание было приковано к городку Читтенден (штат Вермонт), где происходили весьма странные явления. Два брата-фермера Эдди, люди совершенно необразованные и темные, оказались настолько сильными медиумами, что в их присутствии постоянно наблюдались сильные спиритические феномены, до материализации включительно. В их доме Елена Петровна впервые встретилась с полковником Генри Олькоттом, который проводил здесь журналистское расследование и который с момента знакомства стал верным последователем Блаватской.
         7 сентября 1875 года состоялось первое заседание учрежденного Блаватской Теософского общества. В скромной квартире Елены Петровны собралось семнадцать человек: несколько литераторов, еврейский раввин, президент Нью-Йоркского общества по расследованию спиритизма, два врача и еще несколько лиц. Полковник Олькотт произнес речь, в которой обрисовал современное духовное состояние мира, конфликт между материализмом и духовностью, с одной стороны, и религией и наукой, с другой; их бесконечным и малорезультативным препирательствам полковник противопоставил философию древних теософов, умевших слить воедино оба полюса духовной жизни. Затем он предложил учредить Общество оккультистов и при нем библиотеку для изучения скрытых законов природы, которые были известны древним, но утрачены для нас. Предложение Олькотта было с энтузиазмом принято, и его немедленно выбрали президентом Теософского общества.
         В следующем 1876 году Елена Петровна начала писать "Разоблаченную Изиду", а в 1877 году "Изида" уже была издана.

* * *


         Не будучи профессиональным ученым, Блаватская тем не менее была достаточно образованна. В частности, она прекрасно разбиралась в азиатских священных текстах. В отличие от единобожия иудаистов, христиан и мусульман индуисты и буддисты поклоняются многочисленным божествам, каждое из которых исполняет особую роль в мировом плане. Центральной чертой их религиозной практики является понятие адептства (на санскрите "адепт" - МАХАТМА), ведущее свою родословную от первобытной субкультуры шаманизма. В рамках этого понятия считается, что любой человек может добиться огромной оккультной власти посредством тренировок и преданности поставленной цели. По утверждению Блаватской, большинство Учителей (хотя и не все) - это бывшие адепты, достигшие чрезвычайно высокого уровня.
         Непосредственным источником этой идеи в западном эзотеризме был, несомненно, английский романист Эдвард Бульвер-Литтон (1803-1873), с книгами которого Блаватская была хорошо знакома. Можно даже сказать, что ее новая религия фактически выросла на материале этих книг. Один из персонажей Бульвер-Литтона замечает:
         "В мечтах рождается все человеческое знание, в мечтах преодолевает оно безграничное пространство по первому хрупкому мостику между духом и духом - этим миром и мирами иными..." Мечты Блаватской легли в основу эзотерического ренессанса современности.
         Бульвер-Литтон был не только писателем-фантастом. Он сделал успешную карьеру в политике, в 1831 году стал членом парламента, а в 1858 году - секретарем министерства колоний (за работу в котором был удостоен титула пэра и в 1866 году стал лордом Литтоном).
         Однако сейчас его помнят только как писателя. Ранние рассказы Бульвер-Литтона написаны в духе аристократической школы фешенебельных романов (так называемых романов серебряной вилки). Их герои - денди-преступники в стиле Байрона или Бальзака.
         Позднее Бульвер-Литтон написал ряд исторических романов, в том числе "Последний день Помпеи" (1834), и рассказов о быте и нравах среднего класса. Добиваясь почти немедленно успеха во всех своих начинаниях, он вызвал зависть, восторг и даже подражание таких известных писателей, как Диккенс и Теккерей. Однако сам Бульвер-Литтон среди своих сочинений особенно ценил оккультные романы "Занони" (1842), "Странная история" (1862) и "Грядущая раса" (1871).
         Бульвер читал труды алхимиков и неоплатоников, был знаком с работой современных ему спиритических обществ и кружков. В его оккультных историях современное научное знание сочетается с древней магией, яркое воображение - с удивительным талантом писателя. Из этих составляющих складывается образ персонажа, владеющего некоей темной тайной. В магии Бульвер-Литтона в первую очередь привлекали аналогии с современной наукой. И магия, и наука - способы достижения власти над миром, но наука доказуема, а магия - нет. Будучи осторожным и скептичным человеком, не верившим в большинство феноменов, столь блестяще описанных в его собственных романах, Бульвер-Литтон при этом ничуть не исключал, что рано или поздно наука подтвердит притязания оккультистов на такие силы, как экстрасенсорное восприятие и пророчество.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100