«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 1% |
Трехступенчатая классификация тайных обществ допустима, но несколько поверхностна. Ведь можно использовать и другое разделение - например, по внешним атрибутам: религиозные общества (различные секты, розенкрейцеры, софианцы), военные общества (тамплиеры, тевтонцы), судебные общества (священные фемы), общества ученых (алхимики, иллюминаты), гражданские общества (масоны) и так далее.
Но, в общем-то, нас мало интересует классификация сама по себе. Применительно к заявленной теме мы должны выделить в совокупности тайных обществ подгруппу таких обществ, которые имели бы в основе своей идеологии эзотерические доктрины.
Слово ЭЗОТЕРИКА происходит от греческого "esoterikos" - "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III век до нашей эры). Исторически он обозначал некую внутреннюю систему догм религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды посвящений.
Таким образом, получается, что если рассматривать термин "эзотерика" в первоначальном смысле слова, то эзотерическим можно назвать любое тайное общество. Однако за прошедшие столетия слово приобрело новое звучание. Теперь под термином эзотерика (или эзотеризм) понимают представление о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающееся рассмотрением одних только материальных характеристик - это еще и метод познания "внутренней сущности" всех вещей.
Отсюда вытекает прямая связь между эзотерикой и оккультизмом. ОККУЛЬТИЗМ, в свою очередь, происходит от латинского "occultus" - "скрытый" и обозначает собой учение о скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.
Если сравнивать с классической наукой, то эзотеризм и оккультизм в современном толковании соотносятся друг с другом как естествознание и технология соответственно. То есть эзотерика дает общее представление, а оккультизм - частные решения.
К оккультизму можно отнести магию (во всех ее разновидностях), астрологию (и другие способы предсказания судьбы), методики неконтактного воздействия на человека, связанные с паранормальными явлениями (в частности телепатия) и тому подобные дисциплины. Гипноз в рамках этой книги тоже рассматривается как разновидность оккультной науки, поскольку довольно продолжительный период времени этот феномен был частью магической практики (об этом пишет, например, в своей монографии "Магия и гипноз" знаменитый доктор Папюс).
Проводя разграничительную линию по оккультизму, мы четко отделяем эзотерическое тайное общество от церкви и от секты. И те, и другие могут претендовать на эзотеричность своего знания, однако им не хватает прагматизма. Для религиозного человека главное - вера, для оккультиста из тайного общества главное - знание (или то, что он принимает за знание). Для Церкви всемогущество было и остается за Богом, для сектантов - за лидером секты; члены оккультного общества полагают, что способны обрести божественное могущество, поднимаясь по ступеням посвящения к Высшему Знанию. В этом оккультисты сходятся с учеными, однако если рациональная наука ищет ответы на вопросы во внешнем мире, то оккультные практики рекомендуют почаще заглядывать внутрь самого себя.
Луи-Клод де Сен-Мартен, "неизвестный философ", говорил своим ученикам:
"Чтобы достичь посвящения, нет иного способа, как проникать все глубже и глубже в само существо человека, отовсюду извлекать живой и животворный корень. Потому что тогда все плоды, которые мы должны приносить, как положено человеку, будут естественным образом произрастать в нас и вне нас, как это происходит у деревьев, так как они связаны каждое со своим корнем, беспрерывно получая от него соки..."
Оккультисты прибегают и к другой символике. Они говорят, что обычный человек, не приобщенный к эзотерическому знанию, спит и действует лишь как сомнамбула. Для него посвящение в члены тайного общества станет пробуждением. Юлиус Эвола, оккультный советник Муссолини, так и озаглавил свой фундаментальный труд - "Доктрина пробуждения".
В развитие темы обратимся к трудам Петра Успенского, ученика оккультного "гуру" XX века Георгия Гурджиева. Вот что писал Успенский:
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||