«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 95% |
Скажу о некоторых особенностях возможных последствий кризиса для России. Очень многие населённые пункты в нашей стране живут за счёт градообразующих предприятий. Их остановка или значительное сокращение производства неминуемо приведут к свёртыванию социальной сферы - здравоохранения, образования, ЖКХ. Кто будет лечить людей, принимать роды, если медработники уйдут на пособие по безработице?
Такие проблемы в разных местах уже возникают. Тощие местные бюджеты с этими проблемами в условиях сокращения налоговых поступлений самостоятельно не справятся...
Перечисляя меры, предпринимаемые правительством по смягчению последствий безработицы, Путин назвал организацию общественных работ, связанных со строительством, развитием инфраструктуры.
Привлечение безработных к общественным, а по существу к организованным государством и властями штатов работам положительно зарекомендовало себя в период Великой депрессии в США. Однако для этого нужны не только пожелание и рекомендации, необходимы чётко организованная работа, финансирование и контроль, нужны люди, отвечающие за это дело.
Говоря о кризисе, который уже пришёл в Россию, нельзя исходить лишь из того, "что мировая конъюнктура изменится и у нас в стране потребуется больше металла и других товаров нашего традиционного производства". Необходимо стимулировать эту потребность, а значит - использовать экономические и финансовые рычаги для развития в стране производств, потребляющих эти товары.
Если же говорить о так называемых товарах народного потребления, то мировая практика показывает, что расширение их производства (в условиях конкуренции), а следовательно, и создание новых рабочих мест происходят только при увеличении покупательной способности населения, чего, к сожалению, в России нет. Рост заработной платы и пенсий действительно опережает темпы роста общей инфляции (официально - 12%), но деньги тратятся населением не "в общем", а на потребительские товары, в первую очередь - продукты питания и коммунальные услуги, где инфляция достигает 20% и более, то есть реально все прибавки инфляцией съедаются. По-прежнему значительно отстаёт от среднеевропейского уровня доля заработной платы в себестоимости продукции, выпускаемой на частных предприятиях, что также снижает покупательную способность населения.
Кроме того, что рост потребления способствует росту производства продукции, повышение доходов населения может приносить значительные средства в бюджет страны в виде подоходного налога, как показывает практика многих европейских стран. Особая речь - о малом и среднем бизнесе, который более гибок, чем крупные предприятия, и если, в соответствии с обещаниями премьера, ему будет оказана помощь, то он способен поддержать на плаву вступающую в кризис национальную экономику.
Но главное, что надо было сделать и, к сожалению, не было сделано ранее, - это направить максимальные усилия на развитие реального сектора экономики, в первую очередь собственной обрабатывающей промышленности, машиностроения, производства потребительских товаров. "Подушка безопасности", безусловно, нужна, и её роль сегодня играют золотовалютные запасы страны. А вот что касается Стабилизационного, или, как его сейчас называют, Резервного фонда, то средства из него надо было бы своевременно направить на развитие собственной экономики и внутреннего рынка, но никак не на поддержку экономик чужих государств. Возможно, тогда и влияние мирового финансово-экономического кризиса на нашу страну было бы менее значительным.
2008 г.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||