«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 30%

Пятый пункт


         Москва и национальный вопрос. Не надо говорить, что его в те времена не было. Выступления, конфликты были, драки по этому поводу на бытовом уровне были, а вопроса не было? И вопрос был, и национализм наблюдался. Конечно, не в таком виде, как сейчас: уродливый, злобный, смертельно опасный - катастрофически опасный.
         Откуда это всё пошло? От дурацкого предложения: "Берите столько суверенитета, сколько сможете"? А может быть, и мы в своё время неверно подошли к этой проблеме? Вероятно, вначале шли за событиями, проблема не была нами предусмотрена? Сколько вопросов...
         В голове было чётко сформулировано: у нас есть единая общность "советский народ", который живёт в мире и согласии, и думать о национальных проблемах не следует.
         Национальный вопрос встал остро с приходом перестройки.
         Был ли национальный вопрос решён в нашей стране, занимались ли им в советское время? Безусловно, им занимались - постоянно и глубоко. Именно поэтому он не стоял так остро.
         Национальный вопрос в такой многонациональной стране, как Советский Союз, конечно, существовал всегда, но он достаточно умело регулировался и решался. Именно поэтому у нас существовало - не только юридически, но и фактически - равенство всех наций и народностей, проживающих на территории нашей страны, какой бы численности эти народы ни были. Если вспомнить национальный состав нашего правительства на протяжении лет существования советской власти, Верховного Совета, руководящих органов КПСС, то это были многонациональные объединения.
         Более того, специально создавался режим наибольшего благоприятствования для народов национальных республик. Например, вводились специальные квоты приёма в университеты для абитуриентов из республик Средней Азии, Закавказья, по которым выделялись места в престижные, как сейчас принято говорить, учебные заведения - в Физико-технический институт, МВТУ им. Баумана, Московский государственный университет им. Ломоносова, Государственную консерваторию и т. д.
         У нас была по-настоящему многонациональная культура. Ежегодно в Москве проводились фестивали культуры той или иной республики - Дни культуры Молдавской республики, Дни азербайджанской культуры и т.п., когда лучшие коллективы той или иной союзной или автономной республики - ансамбли, театры - приезжали на гастроли в Москву. В свою очередь, московские, свердловские, ростовские и другие коллективы российских городов, отдельные артисты выезжали на гастроли в национальные республики. Шёл постоянный обмен достижениями культур. Именно поэтому талантливых представителей культуры и науки любого народа знали во всём Советском Союзе.
         Большую объединяющую роль играл русский язык, который был государственным языком на территории всего СССР и наряду с национальными языками был широко распространён по всей стране. Именно поэтому произведения национальных учёных, поэтов и писателей имели возможность издаваться на русском языке и таким образом получали не только всероссийскую известность (имея в виду весь Советский Союз), но и в других странах мира. Ведь скажем прямо, если бы академик Амбарцумян издавал свои труды только на армянском языке, то в мире мало кто мог бы их прочитать. А они издавались на русском языке, который читался практически во всех цивилизованных странах мира, и фамилия академика Амбарцумяна стала всемирно известной.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100