«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 50%

7


         Последней моей настырной попыткой помочь реформатору-президенту была поездка в Японию. Её предложил мне сам Ельцин - что-то таинственное для него крылось в той силе, которая подняла за короткое время бедную островную страну до уровня великих экономических держав. Всё-таки оставалось в Борисе Николаевиче русская зависть к успехам соседей.
         Япония после 45-го года начинала с нуля. Американцы сожгли напалмом её города, включая Токио (все они были деревянными), и отказались предоставить помощь по плану Маршалла. А у стран - ни полезных ископаемых, кроме небольших запасов каменного угля, ни земли для сельхозобработки: 85 процентов территории занимают горы. В этих горах, вырыв себе миллионы нор-пещер, и ютилась вся нация после поражения в войне.
         Оставалось только собирать на склонах траву для еды, да и та после атомных ударов по Хиросиме и Нагасаки была заражена радиацией во многих местах. Выпуск промышленной продукции составлял всего 28 процентов от довоенного уровня.
         Не сравнить стартовые позиции ельцинской России с Японией - у Федерации была фора лет в пятьдесят. Объединяли нас только гипертрофированная военная индустрия (разрушенная у самураев американскими бомбардировками) и оккупационная администрация. Та - официально назначенная и признанная западным миром команда генерала Макартура, действовавшая на правах победителя, здесь - замаскированная структура Бнай Брита под псевдонимом Международный валютный фонд, диктовавшая политику реформ через представителей-аборигенов.
         Японцы часто используют понятие "ошибки рынка". Свободному рынку вообще сопутствуют серьёзные кризисы. А в транзитной, переходной экономике, где регуляционные рычаги старой системы демонтируются, а прочная новая институциональная база не создана, - образуется опасный провал, безвластье механизмов развития. И сразу снимать конвой государства с режима перестройки экономических процессов - самоубийственный шаг.
         Предприниматели, как электрический ток, выбирают кратчайший путь к прибыли - либеральные правила абсолютно свободного рынка это им позволяют. И деньги начинают роиться вокруг спекулятивных, посреднических и других сверхдоходных для рвачей, но пустоцветных для общества "купи-продай" операций. А капиталоёмкие отрасли будут похерены окончательно. (Так и произошло в России).
         Как ни давила на японцев оккупационная администрация Макартура - они не отказались от государственного регулирования. Его смягчали постепенно, доведя до минимума только через 35 лет, в 80-е годы.
         Была разработана система приоритетных производств. На первое место поставили новую отрасль для страны - выпуск автомобилей. И она, по замыслам реформаторов, должна была потянуть за собой расцвет металлургии, машиностроения и электронной промышленности, нефтехимпереработки. Уже в 80-е годы пять гигантов автомобилестроени - "Тойота", "Ниссан", "Хонда", "Мазда" и "Мицубиси" произвели машин в два раза больше, чем Германия и начали теснить США. А про электронику и говорить нечего.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100