«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 41%


         Казахи тоже придерживались родо-племенных отношений. Они делились на старший, средний и младший жузы, а в самих жуза - на уйсунов, оргынов, найманов, каракесеков и проч. Но степняки жили по общепринятым нормам, а свои обычаи применяли для, так сказать, внутреннего пользования.
         В 1950 году никого из спецпереселенцев, а только вайнахов освободили от обязательных поставок государству продуктов питания, стали выделять им льготную ссуду под строительство индивидуальных домов в Казахстане. Материальными поблажками московская власть давала понять, чтобы они укоренялись в республике. Группам чеченцев разрешили съездить на родину для разведки - там все земли, аулы были заняты другими. И новые власти Грозного с подачи Кремля твёрдо сказали, чтобы вайнахи не мылились, бриться на Кавказе им не придётся.
         Создавать Чечено-Ингушскую автономную область хотели как бы на добровольной основе - "по просьбе трудящихся". Диаспора должна была сама изъявить желание остаться в Казахстане. Из ЦК ВКП(б) ушло в ЦК КП(б) Казахстана негласное указание провести собрания в чечен-городках. Они состоялись в Семипалатинской, Павлодарской, Kapaгандинской и Восточно-Казахстанской областях.
         Даже из протоколов этих сходок видна напряжённая подковерная борьба вокруг создания Чечено-Ингушской АО в республике. Молодёжь уже вкусила иную жизнь и выступала, не оглядываясь, за то, чтобы остаться: "Здесь когда тебя принимают на работу или начисляют зарплату, не смотрят, из какого ты тейпа. И почёт не тому, кто из знатного клана, а тем, кто лучше работае - в шахте, на стройке, в леспромхозе".
         В усть-каменогорских чечен-городках на Комострове и Бабкиной Мельнице уже проголосовали за постановление: остаться! Это молодёжь делала погоду: "Здесь хорошо платят, дают деньги на строительство дома". Но и там, и тут местный партийный работник вводил к финалу собрания полуслепого старика - устаза (устаз - богоизбранный, святой человек, которому надо поклоняться; Авт.), и тот говорил:
         - Наш дом там, где могилы предков. Нельзя менять родину на деньги. Одумайтесь!
         Все замолкали. И ход собраний менялся.
         В это же время ЦККП(б) Казахстана поручил местным партийным органам дать оценку морального состояния вайнахских диаспор. Видимо, для того, чтобы лучше представлять, с кем придётся иметь дело в новом автономном образовании на своей территории. Характеристики пришли очень резкие. Например, зав. отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов Восточно-Казахстанского обкома Н. Петров (почему-то эти отделы занимались национальными вопросами) 31 марта 51-го года сообщал заведующему такого же отдела ЦК КП(б) Зеленскому (вся переписка велась под грифом "строго секретно"):

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100