«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 78% |
Сейчас очень модно учреждать всевозможные творческие общества, клубы, ассоциации и фонды, которые якобы нас спасут. И опять же, с чего мы начинаем? С возможности поживиться. Ещё не создана прoграмма какого-нибудь клуба, ещё не продумали, каким будет его вклад в национальное возрождение, в духовный подъём, а в прecce уже пестрят заявления и приговоры лидеров: такого-то примем, тот - дрянь, а этот наверняка ещё скомпрометирует себя... и снова делёж, и снова ярлыки, а если сказать правду, сами заявления такого рода демонстрируют, что у их авторов не всё в порядке с душой. Месть и желание возвыситься над другими никогда не были попутчиками талантливых творцов. Это не оправдываемые жизнью привилегии, которые самозванцы и посредственности выписывают себе собственноручно. Действующие согласно таким принципам фельдфебельские союзы таланту не нужны. Прежде всего, плохое он ищет в себе, восстаёт против него своим творчеством и не разглядывает карманы и несвежее бельё своих коллег. Тогда вместо них появляются какие-нибудь соросы, нажившие миллионы на дурмане, и наводят свой порядок.
Отец не раз наставлял меня:
- Сынок, не снимай образа прежнего Бога, пока не нашёл нового, но и сняв, не выбрасывай, отдай тому, кто продолжает его почитать.
- Почему? - Был и я молодым и горячим. - С пережитками надо кончать одним махом.
- А потому, что себя вместе с прежним Богом не выбросишь. Только дурак несколько раз в день начинает жизнь сначала.
Вот почему сегодня мне становится смешно, когда какой-то задрипанный самозванец, своим нутром оставшийся закоренелым приспособленцем и карьеристом, во весь голос призывает других начать новую жизнь или, услышав слово "социализм", напускает на себя притворную ярость, словно бык, увидевший на корриде красную тряпку. Он, видите ли, свободный художник, поэтому не признаёт никаких "измов", хотя прекрасно знает, что безыдейной бывает только монета.
А мне кажется, сколько существует литература, столько существует и будет существовать так называемый социальный заказ. Разве что название этого явления вульгарное и торгашеское. Сейчас все как заразы, как смирительной рубашки боятся этого пресловутого "заказа", но мне он нисколько не мешает. Давайте сформулируем эту проблему несколько иначе - и всё встанет на свои места: будет ли литература социальной? Конечно будет, так как подлинное искусство без этого жить не может.
Но - вернёмся к той грубейшей форме: так сказать, кто платит, тот и заказывает музыку... Разве искусство не нуждается в меценатах, разве художник не нуждается в пище, в одежде и даже в рюмочке, не спрашивая на то разрешения общества трезвости имени Валанчюса? Ведь для подлинного искусства неважно, кто заказчик, гораздо важнее, кто и как выполнит этот заказ. На протяжении многих столетий главными заказчиками были церковь и феодалы, потом - капиталисты, а сейчас - государство и опять церковь... и что, сильно ли от этих заказов пострадало искусство? Ничуть. В нашей стране его уничтожали и продолжают уничтожать сами деятели искусства, посредственности, пробравшиеся во всевозможные службы и протежирующие только самим себе и себе подобным. Разве сейчас, в условиях новой демократии, это правило перестало действовать? Разве сейчас не той же самой дубиной, только чуть-чуть перекрашенной, опять перестраивают таланты в другой строй. Если ты не такой, как я, то ты не художник, не писатель, не поэт. Ведь в такой трактовке свободы творчества виноваты не русские и не англичане, а укоренившееся в нас провинциальное зазнайство и стремление с лёгкостью присвоить себе честь, которую некогда заработали наши старейшины - гиганты духа.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||