«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%


         Уже после первых возгласов "Ландсбергис - Литва!", которые скандировались нанятыми на деньги "Саюдиса" "вязаными беретами", было ясно, что в культе человека не было никакого национального, политического или хотя бы религиозного содержания, что здесь днём с огнём не сыщешь никакой реальной государственной программы или новой идеи возрождения. Имя и личность этого человека стали для авантюристов и перевёртышей гнусной индульгенцией безыдейности, которая заняла место политической мудрости, гражданской совести и чувства ответственности. Помолись, восславь этого новоиспечённого идола - и делай что угодно. Более губительного для возрождающейся Литвы явления не могли бы придумать и самые ярые её враги.
         Даже после победы на выборах прорвавшиеся к высшей власти ландсбергисты и их вождь продолжали пользоваться тайными квартирами КГБ, информаторами и советниками этой организации. Б. Кузмицкас, К. Мотека, В. Чепайтис, А. Чекуолис, З. Вайшвила, Р. Озолас, А. Буткявичюс, Л. Сабутис, К. Урба, К. Прунскене, В. Томкус, Р. Дапкуте и многие другие активисты так или иначе имели отношение к этой мощной, но уже начавшей разлагаться организации.
         Наверное, не меньше десяти раз я прослушивал магнитофонную запись учредительного собрания "Саюдиса", и с каждым разом всё больше убеждался, что к нему готовились заблаговременно. Многие из его организаторов свои предложения и конкретные фамилии принесли в карманах и зачитывали их по бумажке. В конце концов, откуда эта запись у меня? За небольшой гонорар мне её одолжил полковник госбезопасности, поскольку все члены Инициативной группы ещё до сих пор божатся, что таких записей не делали, опасались. Таким путём у меня в руках оказался и "Чёрный сценарий", или "Молитвенник Чепайтиса". Но жизнь распорядилась более жестоко, чем планировали "специалисты".
         Мы корчимся в агонии. Сегодня наша социальная деградация становится неуправляемой. Ландсбергисты превратили нашу жизнь в социальный дарвинизм. В малых городах Литвы, как на полигоне висекции, исчезает жизнь. У литовцев подорвана вера в себя. Интеллигенция совсем отвернулась от своего народа и его проблем, поэтому сама стала ненужной. Надвигается демографическая катастрофа.
         Кто ответит за те "огромные заслуги и достижения"? Таких героев не будет. Может быть, только один А. Юозайтис, надув в очередной раз щёки, приручит какого-то политика, вцепится в него и без всякого на то права передаст ему полномочия "Саюдиса", а сам уже в третий раз попадёт в десяток крупнейших неудачников.
         Утвердилось глупейшее мнение, будто всё за нас сделают другие: американские пенсионеры, клерки Европейского союза, еврей с обанкротившегося предприятия или хромой немец. Поэтому я в своём повествовании не собираюсь выяснять или уточнять каждый факт либо событие, которое всяк видел по-своему. Не собираюсь искать и единой для всех правды, которой никогда не было. Моя цель - люди, которых встречал на слякотных изгаженных дорогах и просёлках "возрождения". Иной раз, даже и при большом желании, не мог я разминуться с нежданно появившимися представителями "новой элиты", издающими дурной запашок, а другой раз не мог найти общий язык с порядочными и уважаемыми мною людьми. Всё диктовалось массовым психозом и паническим бегством от прошлого. Казалось, что вся Литва в отместку за этот пятидесятилетний советский период будет сослана куда-нибудь в Варняй или Димитравас. Бывало всякое, но каждый раз я пытался понять, какие ветры, какие черты характера и цели согнали людей в этот холодный, бесчувственный снежный сугроб политики, какие следы оставила их деятельность в сознании нации и в её отчаянной борьбе за существование.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100