«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 78% |
Автором плана по расчленению Индонезии выступал X. ван Моок. Ссылаясь на то, что индонезийское общество неоднородно в этническом отношении, разделено языковыми, культурно-религиозными и социально-экономическими барьерами, и.о. генерал-губернатора Нидерландской Индии утверждал, что наиболее реальной для страны явилась бы федеративная система. "Чтобы не разжигать существующих разногласий... наиболее подходящей для устройства Индонезии представляется та или иная форма индонезийского содружества или Соединенных Штатов Индонезии", - утверждал ван Моок (27). Именно с таким предложением от имени своего правительства ван Моок еще в феврале 1946 года обратился к представителями Индонезийской Республики.
7 октября 1946 года в Джакарте начались переговоры между голландской Генеральной комиссией и возглавлявшейся С. Шариром делегацией республики, которые завершились в марте 1947 года подписанием соглашения о прекращении военных действий, вошедшего в историю под названием Лингаджатского.
Соглашение носило "компромиссный характер. Нидерланды признали де-факто власть Республики на Яве, Мадуре и Суматре, т.е. на территории, где проживало более 80% населения страны. В свою очередь Республика соглашалась на создание в будущем федеративных Соединенных Штатов Индонезии (СШИ), которые в качестве суверенного государства должны были войти в голландско-индонезийский союз, а также признавала права голландских и других западных собственников предприятий, расположенных на ее территории" (28).
"Однако этот странный и неуклюжий план никого не устраивал, и в обстановке возникших подозрений и споров положение ухудшилось настолько, что привело к хаосу", - как верно оценил Лингаджатское соглашение известный историк-международник Питер Кальвокоресси (29).
Впрочем, подписанное соглашение все же принесло Республике короткую передышку и определенный международный статус, т.е. создавало лучшие условия для борьбы за полную независимость. В свою очередь, правительство Нидерландов продолжало проводить курс, направленный на раскол страны, сохраняло экономическую блокаду и активно увеличивало свой воинский контингент для решения проблемы силовым путем.
В конце мая 1947 года голландская Генеральная комиссия предъявило республиканскому правительству меморандум. Основные пункты, которого предусматривали признание суверенитета Нидерландов над Индонезией в период до создания СШИ, т.е. до 1 января 1949 года, сформирование временного федерального правительства для всей Индонезии во главе с голландским представителем и создание совместной голландскоиндонезийской жандармерии для поддержания порядка в стране, включая территории находящиеся под контролем республиканцев. При этом индонезийской стороне предлагалось представить ответ в двухнедельный срок. "Если ответ будет отрицательным или неудовлетворительным, - особо подчеркивалось в меморандуме, - Генеральная комиссия не будет, к сожалению, иметь возможности продолжить обсуждение и вынуждена будет передать этот вопрос на дальнейшее рассмотрение Нидерландского правительства" (30).
8 июня республиканское правительство направило Генеральной комиссии ответную ноту. В ней Республика соглашалась, "до того как будут созданы Соединенные Штаты Индонезии, образовать временное правительство в составе представителей республики, Восточной Индонезии и Борнео" (31). В то же время в ноте содержался решительный отказ от предложения о создании "совместной жандармерии": "Обеспечение безопасности в стране не является делом голландской армии, а полностью входит в обязанности республиканской полиции" (32).
Как и следовало ожидать, содержание индонезийской ноты, произвело на голландскую сторону плохое впечатление. Ответ республиканских властей, как отметил ван Моок, "был почти полностью негативным и неудовлетворительным" (33). Особенно возмутительным, голландцам показался отказ от одного из главных требований меморандума - о создании объединенной жандармерии для обеспечения внутренней безопасности Индонезии. Решительная позиция республиканцев в этом вопросе, по мнению ван Моока, ставила голландскую сторону перед необходимостью самостоятельного восстановления безопасности: "Мы должны были выбирать между двумя возможностями: оставить страну или самостоятельно восстановить безопасность; первое, конечно, было исключено" (34).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||