«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 69% |
Пока большая часть французских войск зоны Тонкин-Бакбо, оказалась связанными боями вокруг окруженного Хоабиня, во всех других районах Вьетнама активизировались действия региональных войск и партизанских отрядов. Они действовали и в дельте р. Хонгха, т.е. за "линией де Латтара", внутри обороны французского экспедиционного корпуса. По меткому выражению журналиста французской газеты "Фигаро", район дельты стал "совместным владением": "в дневное время французы пытались изловить вьетнамских солдат, ничем не отличавшихся от простых крестьян, а ночью преследователи сами становились преследуемыми и наглухо запирались в своих укрепленных постах" (40).
"После поражения в Хоабине французские части перешли к обороне на всех фронтах, - пишет в своей книге журналист М. М. Ильинский. - Вьетнамские же войска, развивая наступление силами регулярных войск в сочетании с широкой партизанской войной, освобождали один за другим важные районы страны. В октябре 1952 года силы Сопротивления овладели долинами рек Да (Черной) и Ма (Стремительной) общей площадью 28 тыс. кв. км с населением 250 тысяч человек" (41).
Кроме того, в ходе осенне-зимнего наступления 1952-1953 годов части ВНА, совместно с отрядами лаосских партизан, добились крупного успеха у города Самныа в Верхнем Лаосе. Французский гарнизон, оборонявший город, был частью уничтожен, частью взят в плен. Территория освобожденного района составила 40 тыс. кв. км с 300 тыс. населения. Перед частями ВНА и местными партизанами открылся прямой путь для наступления в Долину Кувшинов и к важному пункту в Верхнем Лаосе - городу Луангпхабангу.
В мае 1953 года во главе французского командования в Индокитае был поставлен генерал А. Наварр, до нового назначения исполнявший обязанности начальника штаба сухопутных сил НАТО в Центральной Европе (прежний командующий генерал де Латтар скончался от болезни в 1951 году).
Генералом А. Наварром с участием американских военных советников был разработан план боевых действий, который предусматривал захват стратегической инициативы и полное уничтожение вьетнамских сил Сопротивления в течение 18 месяцев.
Для осуществления выработанного плана предусматривалось полностью освободить французский экспедиционный корпус (к этому времени он насчитывал 250 тыс. человек и располагал 26 артиллерийскими дивизионами, 528 самолетами и 390 военными судами) от выполнения задач по охране объектов и территории. Охранные функции отныне возлагались на марионеточную армию Бао Дая, численность которой была доведена до 320 тыс. человек. Сам план А. Наварра состоял из трех основных этапов. На первом этапе (ноябрь-декабрь 1953 года) французское командование "рассчитывало сосредоточить главные силы в равнинных районах Северного Вьетнама и одновременно захватить район Дьенбьенфу для создания плацдарма на северо-западе страны. На втором этапе (первая половина 1954 года) предполагалось овладеть всей территорией Центрального и Южного Вьетнама. На третьем, заключительном, этапе (октябрь 1954 - май 1955 годов) Наварр намечал развернуть генеральное наступление в Северном Вьетнаме против главных сил ВНА, разгромить их и завершить войну" (42).
К началу осенне-зимней кампании 1953-1954 годов численность регулярных войск Вьетнамской народной армии составляла 125 тыс. солдат и офицеров. Силы вьетнамских региональных войск и партизанских отрядов насчитывали 225 тыс. бойцов. В соответствии со стратегическим планом, выработанным на заседании ЦК Партии трудящихся Вьетнама (так стала называться КЛИК после II съезда, состоявшегося в феврале 1951 года), части ВНА должны были наносить удары по уязвимым местам противника на нескольких операционных направлениях - на северо-западе страны и в Лаосе. Уже в сентябре 1953 года была начата подготовка перехода регулярных войск из районов основных баз в северо-западную горную часть стран (43). Для этого миллионы вьетнамцев были мобилизованы на строительство дорог и снабжение воинских частей, которым предстояло действовать в изрядном отрыве от своих баз. О масштабах и размахе работ по обеспечению наступательных операций можно судить по строительству дороги от Йенбая до Шонла, на прокладку которой было затрачено более двух миллиона человеко-дней (44).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||