«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 41% |
Пропаганда плена - это пропагандистское воздействие на человека или группы людей, направленное на формирование положительных установок по отношению к сдаче в плен как единственно разумному и безопасному выходу из сложившейся обстановки. В материалах печатной пропаганды приводились факты организованной капитуляции под руководством немецких генералов. Так, генерал-лейтенант В. Мюллер, исполнявший обязанности командующего 12-м армейским корпусом, 8 июля 1944 года сдался в плен, а затем отдал приказ о капитуляции личному составу объединения. В листовке под названием "Генерал Мюллер поступил разумно" был помещён его портрет, а также фотокопия приказа с факсимиле. Уже 9 июля 2 тыс. человек сдались в плен, а в целом приказу генерала из 33 тыс. окружённых последовало 15 тыс. военнослужащих.
Из Корсунь-Шевченковского котла вышли 55 тыс. солдат и офицеров с листовками, призывавшими к сдаче в плен, написанными генералами Зейдлицом и Корфесом.
С целью склонения военнослужащих противника к сдаче в плен получил дальнейшее развитие и такой способ информационно-психологического воздействия как обратный отпуск военнопленных. В случае безысходного положения частей противника и низкого боевого духа его войск использование такого способа было весьма эффективным. Так, например, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника. А в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окружённого гарнизона г. Бреслау, приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Учитывая необходимость быстрой засылки военнопленных через линию фронта, командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен.
В ходе Второй мировой войны появилась и активно использовалась так называемая "чёрная пропаганда", т. е. такой вид пропаганды при ведении которой принадлежность её источника приписывается оппозиции или группам сопротивления в рядах противника. Немцы для ведения чёрной пропаганды использовали три радиостанции, якобы вещавшие с территории Великобритании. Одна станция называлась "Радио Каледонии" и вещала от имени шотландских националистов против Англии. Другая носила в своём имени название "рабочая" и представляла мнение левых сил. Третья называлась "Новое Британское Радиовещание" и готовила новостные передачи в духе Би-би-си. Одним из важнейших элементов "чёрной" пропаганды является распространение слухов. С помощью слухов решались задачи по дискредитации военно-политического руководства, деморализации населения и военнослужащих, дезинформации и т. д. Например, в ходе "странной войны" во Франции в 1939-40 гг. заблаговременно заброшенная гитлеровская агентура с помощью слухов о неминуемом военном поражении и преднамеренно имитируемого панического поведения создавала среди французского населения панику в больших масштабах, что привело к полной панике.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||