«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 65%

Глава VII. Просчеты ЦК КПСС


         Советский Союз обладал большим потенциалом в сфере идеологического противоборства. Советская система внешнеполитической пропаганды была огромным механизмом, не всегда эффективно использовавшимся по причине отсутствия в СССР режиссеров-идеологов информационной войны, часто работавшим вхолостую.

Советские органы пропаганды


         Основным органом внешнеполитической пропаганды СССР являлось Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) - единая государственная информационная система, основанная в 1925 году. Ежедневно ТАСС готовил и передавал 300-320 внутрисоюзных и международных сообщений. Главная редакция информации для заграницы (ГРИДЗ) готовила на 6 языках (русском, английском, французском, немецком, португальском и арабском) специальные материалы для 115 стран мира (то есть для 73% стран).
         ТАСС являлся мощным средством ведения идеологической работы на внешнеполитическом направлении, обеспечивал мировых потребителей информации оперативными и точными сведениями о СССР. Однако характер его деятельности как официального органа правительственной информации существенно снижал информационные возможности пропаганды, не давал выйти за рамки идеологии. То есть ТАСС действовал в рамках идеологического противоборства.
         Агентство печати "Новости" (АПН), созданное в качестве общественной информационной службы в феврале 1961 года на основе сталинского Совинформбюро Союзом журналистов СССР, Союзом писателей СССР, Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Всесоюзным обществом "Знание", имело иной статус, нежели прочие информационные агентства, государственные либо частные.
         АПН готовило и распространяло материалы аналитического характера, отвечающие целям долговременного информационного воздействия на зарубежного потребителя информации (переводы на иностранные языки текстов официальных документов и выступлений руководства СССР, интервью, обзоры, комментарии, брошюры, книги и т. д.), долгое время оставаясь для него своего рода "витриной социализма". Как нельзя лучше отражал внешнюю направленность информационного потока, суть активного информационного влияния на зарубежную аудиторию девиз агентства: "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами". Он указывал на основную цель, поставленную государством: формировать положительный образ СССР. В странах со слабо- и среднеразвитой информационной, пропагандистской инфраструктурой, технологиями массовой информации и коммуникации, СССР небезуспешно реализовывал данную установку.
         Центральный аппарат АПН, строившийся по принципу территориальных главных редакций (страны Западной Европы, Северной Америки, Ближнего и Среднего Востока и Африки, Латинской Америки, социалистические страны), ставил своей целью довести материалы агентства до аудитории определенной страны (принцип направленности). Оптимальной была и сама форма существования АПН как общественной организации. Это предполагало, что советские государственные органы и АПН взаимно не несут юридической ответственности за деятельность, финансовые обязательства и иные действия, а также по претензиям, обращенным друг к другу. Общественный статус позволял использовать в отношениях с другими зарубежными органами СМИ разные формы обмена материалами и распространения информации, как безвозмездно, так и на коммерческой основе.
         Непосредственно целям создания благоприятной среды для информационного воздействия на иностранную аудиторию служила и работа АПН по "оказанию содействия посещающим СССР иностранным журналистам". Ежегодно подобное содействие (в организации поездок по стране, получении интервью, подготовке материалов и т. п.) получали сотни иностранных журналистов. Для них же, а также для своих бюро за рубежом АПН пять раз в неделю выпускало пресс-бюллетень Daily Review.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100