«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%


         По существу это означало, что союзное руководство изъявило готовность сделать первый шаг на пути к капитуляции перед натиском российского руководства, первый шаг на пути передачи своей власти республикам. Не удивительно поэтому, что итоги достигнутого соглашения не были обнародованы. Но буквально через день вопреки договорённости Б.Н. Ельцин познакомил с ними российский парламент (2842).
         14 ноября 1990 г. состоялось заседание Верховного Совета СССР, знаменовавшее, по словам Н.И. Рыжкова, начало кризиса законодательной власти (2843). 16-го М.С. Горбачёв выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом "О положении в стране" (2844), "но к успокоению это не привело" (2845).
         В тот же день, 16 ноября, сложившееся положение стало предметом специального рассмотрения Политбюро (2846). На этом заседании М.С. Горбачёв заявил, что в кулуарах уже трое суток (т.е. с по крайней мере с 14 ноября) обсуждается вопрос об отставке Политбюро и Президентского Совета (2847). Выяснилось, что одновременно рассматривается вопрос о смене руководства Верховного Совета и Совета министров СССР (2848). Снова прозвучало предложение о необходимости коалиции, и снова никакого решения по этому вопросу принято не было (2849).
         В ночь с 16-е на 17-е ноября М.С. Горбачёв уединился со своими советниками (2850), на следующий день снова появился в Верховном Совете СССР (2851) и, не только не согласовав этот шаг с премьером, но даже не поставив его в известность (2852), изложил свою программу выхода из кризиса, которая получила название "Восемь пунктов Горбачёва".
         Она предполагала: 1) расширение прав Совета Федерации, 2) преобразование Президентского Совета в Совет безопасности, а Совета министров в Кабинет министров; 3) усиление контроля над правоохранительными органами, 4) принятие экстренных мер в продовольственном вопросе, 5) повышение эффективности транспорта, 6) ускорение работы над новым Союзным договором, 7) укрепление армии и 8) координацию деятельности Советов (2853).
         Особое значение в этой программе имели два пункта: о Совете Федерации и Кабинете министров. М.С. Горбачёв предложил наделить Совет Федерации правами, которых до этого он не имел, чтобы отныне "решения, затрагивающие всю страну", независимо от того, где они принимались, в центре или республиках, предварительно обсуждались и получали "добро в Совете Федерации" (2854).
         Касаясь этого предложения, Г.Х. Шахназаров обратил внимание президента на то, что "с изменением функций Совета Федерации произойдёт по существу преобразование СССР в Союз суверенных республик" (2855).
         Что же касается Кабинета министров, которым предлагалось заменить Совет министров, то хотя по замыслу М.С. Горбачёва он должен был подчиняться непосредственно президенту (2856), но, как уже отмечалось, российское руководство желало видеть на посту союзного премьера своего человека.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100