«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 57% |
На следующий день, 16 октября, Б.Н. Ельцин выступил на заседании Верховного Совета РСФСР. Напомнив, что российский парламент уже выразил недоверие правительству Н.И. Рыжкова и обвинив М.С. Горбачёва в стремлении к диктатуре, он назвал три возможных варианта дальнейшего развития событий.
Первый вариант. Россия одна становится на путь реализации программы "500 дней". В таком случае ей придётся вводить собственную валюту, создавать свои таможни, банки, делить на своей территории армию, собственность и т.д. Фактически это означало выход из состава СССР. Второй вариант. Создание коалиционного правительства с участием представителей союзных республик и осуществление программы "500 дней" общими усилиями. Третий вариант. Принятие союзным парламентом правительственной программы перехода к рынку, провал которой станет очевиден в течение нескольких месяцев, когда России всё равно придётся реализовать собственную программу (2815).
Как в этих условиях собиралось действовать российское руководство, Б.Н. Ельцин не сказал. Однако, если учесть, что 9 октября Верховный Совет России заслушал доклад председателя Совета министров И.С. Силаева "О плане практических действий по реализации Программы стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям" и принял решение приступить к реализации этой программы с 1 ноября (2816), понять, по какому из трёх вариантов собиралось действовать российское руководство, нетрудно.
Поэтому 17 октября Президентский Совет расценил заявление Б.Н. Ельцина как ультиматум. Выступая на этом заседании, Н.И. Рыжков констатировал: "Страна становится неуправляемой. Она на грани развала. Мы можем остаться у власти в пределах Кремля, Садового кольца. И только... Нужно показать власть... Иначе дождёмся того, что нас в лучшем случае расстреляют, в худшем - повесят на фонарных столбах". В сложившейся ситуации премьер считал необходимым пойти на создание коалиционного правительства, "но не с Ельциным" (2817).
Между тем "союзный пакет законов, связанный с программой Шаталина-Явлинского", был направлен в США, в известную и влиятельную международную юридическую фирму "Арнольд и Портер" (Arnold & Porter). А когда она изъявила готовность принять участие в их экспертизе, было решено направить туда группу "российских депутатов" (2818).
"Из распоряжения первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР" 18 октября 1990 г.: "1. Принять предложение советско-американского фонда "Культурная инициатива" о направлении группы народных депутатов и экспертов в США для проведения независимой экономико-правовой экспертизы проектов законодательных актов, обеспечивающих Программу стабилизации экономики РСФСР и перехода к рынку" (2819).
"Нас, - отмечает С.А. Филатов, - было без переводчиков 22 человека" (2820). И далее: "В нашей группе присутствовала, например, Сара Рейндольдс из Гарвардской юридической школы", "эксперт Стивен Теппер", а "в США нашими собеседниками были Ричард П. Шифтер и Маршал Трахт" (2821).
На следующий день, 19 октября, когда новая российская делегация собиралась в США, Верховный Совет СССР одобрил четвёртый вариант программы Н.И. Рыжкова - Л.И. Абалкина (2822).
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||