«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%


         Как же реагировал на это руководящий орган партии?
         "После того случая, - вспоминает Е.К. Лигачёв, - литовская проблема ни разу не возникала на заседаниях Политбюро - до того времени, когда раскол в Компартии Литвы не стал реальной угрозой" (1453).
         Между тем 31 августа 1988 г. Совет министров СССР принял решение "подготовить Белорусскую, Литовскую, Латвийскую и Эстонскую ССР, Татарскую АССР и Свердловскую область к переводу на хозрасчёт" и поручил завершить составление необходимых для этого документов к 15 октября (1454). В связи с этим 21-23 сентября в Риге состоялось совещание, на котором был принят документ под названием "Согласованные основные принципы республиканского хозрасчёта" (1455). Главное место в этом документе занимал вопрос о собственности.
         "Государственной собственностью союзной республики, - говорилось в нём, - являются земля, недра, внутренние воды и территориальные воды и шельф моря, леса и атмосфера, всё имущество, приобретённое и созданное за счёт государственных средств и находящееся на территории республики".
         Далее уточнялось: "К государственной собственности союзной республики относятся предприятия, организации и хозяйства, банки, сети (системы) транспорта и энергетики, государственные учреждения и объекты инфраструктуры, финансовые ресурсы, овеществлённые в средствах производства, проектно-конструкторской документации и других ценностях, а также другие производственные и непроизводственные объекты" (1456).
         Чтобы на этот счёт не возникало никаких сомнений, далее говорилось: "...союзное подчинение предприятий, организаций и хозяйств, банков, транспортных и энергетических систем, средств и систем сетей связи, находящихся на территории союзной республик, отменятся". Исключение делалось только для объектов Министерства обороны СССР. Причём подчёркивалось, что они могут находиться на территории республики только "на основе долгосрочного договора между Союзом и республикой" (1457).
         Важное место в этом документе занимал вопрос о финансах. "В компетенцию хозрасчётной республики входит организация банковского дела и денежного обращения, включая введение собственной валюты". "Порядок налогообложения, размеры налогов и платежей определяется государственной властью республики самостоятельно". "Для выполнения общесоюзных функций из бюджета союзной республики делаются отчисления в госбюджет СССР" (1458).
         Что же предполагалось сохранить в руках союзного правительства: "Союзная республика делегирует органам государственной власти СССР функции управления общесоюзного масштаба: обеспечение обороноспособности СССР и проведение внешней политики СССР". Причём это не распространялось на внешнеэкономическую деятельность республик (1459).
         Таким образом, решения Рижского совещания показывают, что сторонники республиканского хозрасчёта ставили перед собою цель ликвидации СССР как федеративного государства и превращения его в такую конфедерацию, которая скорее представляла бы собою содружество самостоятельных государств. Это вполне укладывалось в ту модель "реформирования" Советского Союза, о которой 11 августа в Вильнюсе заявил А.Н. Яковлев.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100