«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 17%


         К сожалению, текст доклада Б.И. Гостева пока неизвестен. Но приведённый размер бюджетного дефицита - это или опечатка, или сознательное искажение реального положения дел, так как в 1986 г. расходы составляли 420 млрд (814) и при дефиците 300 млрд руб., т.е. около 75 процентов, страна находилась бы не "у кризисной черты", а в состоянии экономической катастрофы.
         Не вносят ясности в этот вопрос и воспоминания М.С. Горбачёва. Отмечая, что именно в это время, "пожалуй, впервые на Политбюро встала в открытом виде проблема бюджетного дефицита", Михаил Сергеевич пишет: "Гостев, в частности, сообщил, что привлечён 21 млрд рублей кредитных ресурсов для сбалансирования бюджета. А всего прореха составляла 80 млрд руб." (815).
         80 - меньше 300. Но и эта цифра представляется преувеличенной.
         Главное же в другом. Для чего понадобилось знакомить Политбюро с дефицитом бюджета, факт которого тогда скрывался (816)? Что подвигло генсека на такой шаг? Его демократизм? Конечно, нет. Этим самым он не только знакомил членов Политбюро с кризисной ситуацией, зарождавшейся в экономике, но и стремился сломить сопротивление тех, кто был против разрабатывавшейся экономической реформы.
         На заседании Политбюро 30 апреля было решено изменить систему планирования и осуществить "переход на оптовую торговлю через Госплан" (817). Ликвидация Госснаба и переход к оптовой торговле представляли собой первый шаг к рынку, к возрождению товарных бирж.
         Работа над тезисами к пленуму захватила "весь апрель и начало мая" (818). 9 мая, в день Победы, "работа над тезисами была закончена" и "сорокастраничный документ разослан членам Политбюро" (819).
         "В тезисах, - пишет М.С. Горбачёв, - впервые была нарисована картина надвигающегося на страну экономического кризиса (само слово "кризис" ещё не употреблялось), сформулированы основные направления перестройки управления экономикой и создания надёжно действующего противозатратного механизма" (820).
         Как пишет Михаил Сергеевич, в тезисах было "дано развёрнутое обоснование новой модели хозяйственного предприятия,.. ведущего хозяйство вполне самостоятельно. Коренным образом менялась "философия" планирования: из директивного, распорядительного оно постепенно должно было стать рекомендательным, прогностическим. Узловым моментом реформы назывался переход к новым принципам ценообразования, по сути дела, сочетающим рыночные механизмы с государственным регулированием" (821).
         Учитывая неудачный опыт А.Н. Косыгина, попытавшегося "передать в правительство отделы, созданные в ЦК КПСС для курирования практически всех отраслей народного хозяйства", но встретившего сопротивление "Брежнева и его окружения", которые "восприняли это как попытку лишить партийное руководство рычагов управления, оставить его с одной идеологией", М.С. Горбачёв в 1987 г. не решился вернуться к этой идее открыто. "Поэтому, - пишет он, - в тезисах лишь в общей форме говорилось, что парткомы не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, им следует сосредоточить усилия на развитии демократических основ управления" (822).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100