«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 3% |
Казалось бы, сокращение производства вино-водочных изделий должно было сопровождаться расширением продажи винограда, ягод и фруктов, однако оно обернулось уничтожением садов и виноградников. До конца 1970-х гг. площадь виноградников увеличивалась, затем начала сокращаться: 1980 - 1323 тыс. га, 1985 - 1265 тыс. га, 1988 - 1105 тыс. га. (132) Но дело заключалось не только в этом.
По свидетельству бывшего председателя Госплана СССР Н.К. Байбакова, в середине 1980-х гг. доход от алкогольных напитков составлял почти 25 процентов доходов от всего товарооборота (133).
Сокращение производства крепких напитков до 1985 г., сопровождавшееся расширением производства вина и пива, позволяло постепенно сокращать общее производство алкоголя при сохранении прежних поступлений в бюджет по этой статье доходов. Начало Горбачёвской антиалкогольной кампании нанесло по государственному бюджету серьёзный удар.
В 1984 г. алкогольных напитков было продано на 54 млрд руб. (134). В 1985 г. они должны были дать 60 млрд (135), но было получено только 46, т.е. на 14 млрд меньше (136). В результате бюджет, который мог быть бездефицитным, был сведён с дефицитом в 14 млрд руб. (137). Подобный дефицитный характер он затем сохранял вплоть до 1991 г.
В 1986 г. от продажи алкогольных напитков было получено 26 млрд руб., в 1987 г. - 36, в 1988 г. "в связи с отменой антиалкогольной кампании" - около 40 млрд руб. (138). В результате, писал Г.Х. Шахназаров, "антиалкогольная кампания обошлась стране в 100 миллиардов рублей" (139).
В связи с этим следует обратить внимание на то, что сокращение легального производства вино-водочных изделий сопровождалось расширением нелегального.
"Производство алкогольных изделий в стране, - отмечали исследователи в 1988 г., - составляло в 1984 г., т.е. в канун реформы, 8,36 л абсолютного алкоголя на душу населения, в 1987 г. - 3,26 л, что в 2,5 раза меньше, чем в 1984 г. Однако, если принять во внимание подпольное изготовление самогона, то сейчас душевое потребление алкоголя находится примерно на уровне конца 1984-го или начала 1985 г." (140). Основанием для такого заключения, в частности, служил тот факт, что к концу 1988 г. "число алкоголиков и число клиентов вытрезвителей" находилось примерно на уровне 1984 г. (141).
Следовательно, в 1987 г. из 8,36 л потребляемого абсолютного алкоголя 5,10 приходилось на подпольное производство, в том числе самогоноварение. Это значит, антиалкогольная кампания стимулировала дальнейшее развитие теневой экономики. Можно почти с полным основанием утверждать, что те 100 млрд руб., которые в 1985-1988 гг. не получил в результате сокращения производства алкогольных напитков государственный бюджет, пополнили теневой капитал.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||