«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 5% |
Это означало, что Договор СНВ-2 хотя и ставил США перед необходимостью сократить почти 70% боеголовок, находящихся на подводных лодках, позволял им сохранить саму структуру СНВ без изменений.
Россия же должна была уничтожить почти 85% ракет наземного базирования, остальные оснастить только моноблоками. Это влекло за собой падение роли МБР с 64% до 25% и возрастание роли ядерных боеголовок на подводных лодках с 28% до 50%, в авиации с 8% до 25%.
Поэтому если для США реализация Договора представляла собою только сокращение ядерных вооружений, то для России еще и радикальную перестройку их структуры со всеми вытекающими из этого последствиями. Между тем к началу 90-х гг. СССР прекратил выпуск тяжелых бомбардировщиков и подводных ракетных крейсеров. (250) Следовательно, чтобы осуществить структурную перестройку своих ядерных сил Россия должна была восстановить производство и первых, и вторых. В условиях экономического кризиса это являлось нереальным.
Но дело заключалось не только в этом.
По Договору СНВ-2 Россия обязывалась уничтожить свои ракеты наземного базирования вместе со спусковыми установками. США имели возможность лишь сократить количество ядерных боезарядов, что не требовало уничтожения самих подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков.
К этому нужно добавить, что Соединенные Штаты не собирались уничтожать снимаемые боеголовки, предполагая отправить их на склад. Это позволяло им дополнительно держать в резерве не менее 1000-1500 боезарядов. (251)
Для оценки стратегических наступательных вооружений серьезное значение имеет еще один показатель - суммарный контрсиловой потенциал. Он "характеризует способность стратегических вооружений поражать стратегические средства ответного ядерного удара противостоящей стороны, в первую очередь... шахтные МБР, ПЛАРБ в базах, бомбардировщики на аэродромах, центры государственного и военного управления". (252)
В этом отношении Россия уступала Америке в шесть раз. То есть в случае ядерного нападения она имела в шесть раз меньшую возможность отразить ответный удар, чем США.
Договор об СНВ-2 позволял США не только сохранить свое превосходство в данной сфере, но и увеличить его еще в шесть раз. (253)
Между тем к моменту подписания Договора об СНВ-2 прежняя система раннего обнаружения ракет противника в нашей стране подверглась сокрушительному разрушению.
Один из важнейших элементов противоракетной обороны - радиолокационные станции (РЛС). К 1991 г. Советский Союз имел на своей территории 9 крупных РЛС, позволяющих надежно контролировать все подлетное пространство вокруг него. Кроме того, две советские станции находились во Вьетнаме и на Кубе. (254) В результате уничтожения СССР на территории России остались только три РЛС, способные держать под контролем территорию США, часть акватории Атлантического и Тихого океанов. Вне их досягаемости находится вся Западная Европа и почти все подлетное пространство на юге страны, откуда возможно нанесение ядерного удара с использованием авиации и военно-морского флота. (255)
Остальные РЛС остались на территории бывших советских республик, где началась их ликвидация. Позднее были демонтированы вьетнамская и кубинская РЛС.
Осуществление Договора об СНВ-2 требовало крупных финансовых средств, которые можно было получить только за счет сокращения других расходов на содержание Вооруженных сил, что в тех условиях ставило Россию перед необходимостью приостановить модернизацию армии и лишало ее возможности производить простую замену устаревающего оружия.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||