«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 80%


         В конце XIX века в России зародилось новое философское направление - русский космизм. Философия неограниченного развития мира, двигателем которого в нашей части бесконечной вселенной является человечество. Родоначальником русского космизма считается Николай Николаевич Федоров (1829-1903).
         Федоров быт мало известен широкой публике, но на элиту своего времени оказал огромное влияние. К Федорову с большим почтением относился Лев Толстой. Федор Достоевский говорил об идеях Федорова: "В сущности, я совершенно согласен с этими мыслями". Философ Владимир Соловьев в письме Федорову, которого он называл своим духовным отцом, писал: "Со времени появления христианства Ваш проект есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову". Позднее философ Николай Бердяев назвал нравственное сознание Федорова "самым высоким в истории христианства". Русскими космистами были выдающиеся личности: Владимир Соловьев (1853-1900) - философ, поэт, публицист и литературный критик; Константин Циолковский (1857-1935) - ученый и инженер-изобретатель, писатель и философ; Александр Чижевский (1897-1964) - основатель гелио- и космобиологии, мыслитель, поэт и художник; Владимир Вернадский (1863-1945) - философ и науковед, гениальный ученый, развивший ряд новых научных дисциплин - геохимию, биогеохимию, радиогеологию.
         В своем учении "Философия общего дела" Федоров приходит к мысли о том, что всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, пока не известными силами вне и внутри себя.
         Оно должно выйти в космос для его активного освоения и преображения, и обрести новый, бессмертный статус бытия. Федоров считал, что общество, объединенное общей целью, против общего врага, может сделать невероятно много. И этими общими врагами должны стать смерть и разрушительные силы стихии. До сих пор, по мнению мыслителя, свое господство над стихией человек осуществлял прежде всего за счет искусственных орудий, продолжающих его органы. Одним словом, при помощи технических средств и машин. На этом пути достигнуты колоссальные успехи. Осуществились сказочные мечты о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и прочее.
         При этом, считал Федоров, развивая технику, человек оставляет себя самого прежним, ограниченным и физически, и умственно. Разрыв между мощью техники и слабостью человека растет. Нужно, чтобы человек ту же силу ума, выдумки, расчета, озарения тратил не на искусственные приставки к своим органам, а на улучшение, развитие и радикальное преображение своего организма.
         С середины XIX века Федоров разрабатывал идею неизбежности выхода людей в космос.
         Задолго до наступления космической эры Федоров увидел единственный выход для человечества, упирающегося в неотвратимый земной финал (истощение земных ресурсов, космическая катастрофа и прочее), - в завоевании новых сред обитания. И эта идея очень сближала его с Циолковским, разработчиком основ ракетодинамики, реактивного движения (он также первым рассчитал условия невесомости и предсказал многие аспекты будущего покорения космоса). Циолковский поддерживал основополагающую мысль Федорова о взаимосвязанности и взаимозависимости двух глобальных побед человечества: над пространством и временем. Именно выход в космос может обеспечить поддержание неопределенно долгой жизнедеятельности организма. Но и, напротив, только долго живущие и бессмертные создания с усовершенствованным организмом смогут освоить и преобразить вселенную.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100