«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 55% |
Демократическое правительство не способно совершить насилие не потому, что там все такие добрые и милосердные, комара не убьют, а потому что власти у них нет. Потому что они не уверены, что армия выполнит приказ о масштабном насилии. Если даже они найдут способ заставить солдат выполнять приказ, дальше что? Дальше выборы, на которых оппозиция оторвётся по полной. А потом им грозит судьба Милошевича и Хусейна... Страшно.
Невозможность насилия следует из отсутствия доверия. По сути, отсутствие доверия есть отсутствие традиционной власти, что порождает хаос и любопытные трансформации. Наличие доверия означает возможность насилия, в общем, наличие власти. Доверие может расти как вширь так и вглубь. Чем большее количество людей вам доверяет и чем больше они вам доверяют, тем больше у вас власти. Абсолютная власть означает абсолютное доверие всех. В этом варианте насилие не нужно, управление происходит исключительно словом. "Имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает" (Мф. 8,9).
К сожалению, это чистая теория. На практике довольно значительная часть общества всегда будет состоять из людей эгоистичных и своекорыстных. Управлять ими возможно только через насилие или угрозу насилия. Это значит, всегда потребуется аппарат насилия. Полноценный аппарат невозможно создать ни на чём ином, кроме доверия.
Капитан тонущего корабля должен иметь власть пресечь действия паникёров. Жертва части ради спасения целого оправданна и необходима. Желание всем угодить приводит всех к смерти. В жизни постоянно приходится из двух зол выбирать меньшее. В условиях экстремальной ситуации это проявляется ещё сильнее. Приказ может выглядеть жёстким, и при этом быть спасительным. Чтобы спасти миллионы, порой приходится жертвовать тысячами.
Рассуждение о преступности приказа есть показатель деградации общества. Высоцкий поёт: "Всем, кому покой дороже; всех кого сомненья гложут, может он или не может убивать", в итоге вынуждены стрелять "в висок иль во врага". Выполнять страшный приказ, не понимая его необходимости, можно только при очень большом доверии. Оценить приказ может только тот, кто понимает ситуацию в полном её масштабе. Оставить Москву французам, имея при этом силы её защищать, было тяжелейшим испытанием для русской армии. Но воины верили Кутузову, и потому выполнили приказ, казавшийся предательством. Шутка сказать, оставить Москву на растерзание врагу.
Власть, не способная к насилию, причём адекватному, не сможет противостоять хаосу. Царский режим рухнул по многим причинам. Но одна из них была в том, что режим не мог дать должный отпор крайне опасным элементам, раскачивавшим общество. Большевистские агитаторы призывали солдат оставить фронт не потому, что им солдат было жалко, а потому что массовое дезертирство увеличивало хаос. Сотни тысяч дезертиров в тылу с оружием в руках создали идеальные условия для революции.
Отношение правительства к вопросу доверия является показателем качества правительства. Бутафорское правительство никогда не лезет в этот сектор. Это вообще не его ума дело. По сути, это административно-завхозный блок. Его задача не курс корабля определять, а палубу мыть, мусор убирать, хулиганов ловить и выполнять сотни тысяч других неглавных обязанностей. За это им разрешается приворовывать. Путать использование общественного ресурса с властью равносильно путать ключ от амбара со свидетельством собственности на амбар.
Вопрос доверия всегда находится за рамками бутафорского правительства. В лучшем случае власти вспоминают о нём во время выборов. Выражается это в постановке перед технологами задачи сформировать на период избирательной кампании доверие масс. Да, тяжёлая это работа, из болота тащить бегемота. Всё равно, что формировать доверие пассажиров к карманным ворам. "Карманники" сами догадываются, задача не решаемая, и поэтому ставят более реальную задачу - "выборы выиграть". Чтобы остаться у кормушки, достаточно сформировать не доверие, а заблуждение. Когда "колдовство" технологий развеивается, народное "доверие" тут же исчезает. "Всенародно выбранные" получают желанный "ключ от амбара" и успокаиваются до следующих выборов.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»