«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 96% |
16 июня 1939 г. Секретно
Ознакомившись с англо-французскими формулировками, врученными Молотову 15 июня с. г., правительство Советского Союза пришло к следующему заключению:
1) по 1 статьи первой (проект советского правительства) позиция советского правительства совпадает с позицией английского и французского правительств;
2) по 2 статьи первой (проект советского правительства) позиция советского правительства отвергается английским и французским правительствами.
Последние считают, что Советский Союз должен оказать немедленную помощь Польше, Румынии, Бельгии, Греции и Турции в случае нападения на них агрессора и вовлечения в связи с этим в войну Англии и Франции, между тем как Англия и Франция не берут на себя обязательств по оказанию Советскому Союзу немедленной помощи в случае, если СССР будет вовлечен в войну с агрессором в связи с нападением последнего на граничащие с СССР Латвию, Эстонию и Финляндию.
Советское правительство никак не может согласиться с этим, так как оно не может примириться с унизительным для Советского Союза неравным положением, в которое он при этом попадает.
Отказ от гарантирования Эстонии, Латвии и Финляндии англо-французские предложения мотивируют нежеланием этих стран принять такую гарантию. Если этот мотив является непреодолимым, а советское правительство, как уже сказано выше, не может принять участие в помощи Польше, Румынии, Бельгии, Греции, Турции без получения эквивалентной помощи в деле защиты Эстонии, Латвии, Финляндии от агрессора, то советское правительство вынуждено признать, что весь вопрос о тройственной гарантии всех перечисленных выше восьми государств, равно как вопрос, служащий предметом 3 статьи первой, должны быть отложены как не назревшие, а 2 и
3 статьи первой должны быть исключены из соглашения.
В этом случае статья первая включала бы в себя только 1, причем обязательства Англии, Франции и СССР по взаимопомощи имели бы силу лишь в случае прямого нападения агрессора на территорию любой из договаривающихся сторон, но они не имели бы распространения на те случаи, когда одна из договаривающихся сторон могла быть вовлечена в войну в связи с помощью, оказанной ею какому-либо третьему, не участвующему в настоящем соглашении государству, подвергшемуся нападению агрессора. Понятно, что в связи с этим обстоятельством формулировка 1 статьи первой должна была бы подвергнуться соответствующему изменению;
3) по вопросу об единовременности вступления в силу общего соглашения и соглашения военного предстоит дальнейшая дискуссия ввиду наличия разногласий;
4) по вопросу о том, чтобы не заключать перемирия или мира иначе как с общего согласия, советское правительство настаивает на своей позиции, так как оно не может представить, чтобы какая-либо из договаривающихся сторон в разгаре оборонительных военных действий против агрессора могла иметь право заключать сепаратное соглашение с агрессором за спиной и против своих союзников;
5) ссылку на статью 16, 1-2, Устава Лиги Наций советское правительство считает излишней.
АВП РФ, ф. 06, oп. 1а, п. 25, д. 10, л. 14-15. Опубл. в сб. Год кризиса... Т. 2. С. 33-34.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||