«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 64% |
Все это прекрасно учитывали в НАТО, и Черномырдин оказал Альянсу бесценную услугу: использовав грязнейшие приемы (среди них, по сведениям из хорошо информированного, но пожелавшего остаться неизвестным источника, - угроза Милошевичу и его жене судьбой четы Чаушеску, а также обещание, в случае отказа вывести ЮНА и сербскую полицию из Косово, ковровых бомбардировок Белграда; фигурировал и "топливный" шантаж, что было весьма чувствительно для страны с разрушенной энергетикой и нефтехранилищами), он добился согласия Милошевича на введение в Косово сил международного контингента (КФОР), Всем была понятна фальшивость этой аббревиатуры: ведь хотя КФОР и именуют "силами ООН", из 37 тысяч военнослужащих контингента 30 тысяч - представители стран НАТО. Косово разделено на пять секторов - американский, британский, немецкий, французский, итальянский. Российский - численностью в 3,5 тысячи человек - своего сектора ответственности не получил. Да и само его присутствие здесь вовсе не предполагалось, а явилось лишь следствием знаменитого марш-броска роты из российского контингента АЙФОР в Боснии в Приштину 12 июня 1999 года, где она успела до подхода англичан занять аэропорт "Слатина".
Впрочем, этот бросок, с которым вначале столько надежд связали косовские сербы и который сам по себе мог показаться знаком пробуждения бывшей великой державы, в действительности обернулся лишь слабой судорогой и, по крупному счету, ничего не изменил. Россия не только не получила своего сектора, но ей и не позволили (сама эта формула говорит о многом) разместить своих солдат в местах компактного проживания сербов, чего желали бы и сами сербы. Напротив, русских солдат дополнительно унизили, намеренно послав их в населенный албанцами Ораховац, под которым они простояли год, так и не будучи допущены местными жителями к исполнению своих обязанностей. Не смогло их присутствие в крае ни предотвратить массовый исход почти 350 тысяч граждан неалбанской национальности, в основном сербов (на начало 2001 года сербов в Косово осталось не более 100 тысяч, при 2 млн албанцев); ни спасти от разрушения бесценные памятники культуры - древние сербские храмы и монастыри, которых погибло 86; ни, наконец, защитить оставшихся сербов от насилия и расправ.
Как это ни парадоксально, но, по некоторым данным, с такой задачей лучше всех справляются немцы, чей сектор ответственности располагается в Призрене и его округе. С присущей им жесткостью они оборудовали на развалинах старой турецкой крепости снайперскую позицию, сразу дав понять всем, в том числе и албанцам, что дисциплина должна неукоснительно соблюдаться ("Сегодня", 31 января 2001 года).
Разумеется, не имеющие даже собственного сектора ответственности русские не могут позволить себе ничего подобного, и авторитет их в глазах местных сербов - как, впрочем, и вообще в Сербии - сильно пошатнулся.
В ноябре 1999 года по возвращении из Югославии комиссии Государственной Думы РФ по изучению и обобщению информации о преступлениях, совершаемых в ходе агрессии НАТО против Югославии, заместитель председателя комиссии Андрей Николаев сообщил, что в стране ежедневно погибает около 20 человек. "Международные войска под командованием американцев не могут и не хотят обеспечить безопасность сербов в Косово. Под покровительством ООН и КФОР в Косово продолжаются преступления против неалбанского населения - убийства, похищения людей, захват собственности. Все это игнорируется западными средствами массовой информации..."
При этом военнослужащие стран Альянса, как правило, очень неохотно откликаются на просьбы сербов о помощи, так что ни о каком беспристрастном арбитраже не может быть и речи. Реально осуществляется настоящий оккупационный режим, цель которого - закрепить то, что было достигнуто беспощадными бомбардировками, способствовать реализации крупномасштабных стратегических целей, которые откровенно были обозначены еще в 1997 году в очередном ежегодном докладе ЦРУ. Уже тогда по настоянию главы военной разведки США генерала П. Хьюза в доклад был вставлен раздел о Косово: говорилось об угрозе конфликта, причем вина за его возникновение заведомо возлагалась на сербскую сторону. При этом вовсе и не скрывалось то, что речь идет об укреплении позиций НАТО на юге Европы, а также и то, что стимуляция конфликта в Косово (а далее - в населенном мусульманами сербском районе Санджак и в Македонии, где албанцы составляли треть населения еще даже до событий 1999 года) произойдет и в случае установления прозападного правительства в Белграде. В соответствии с этим планом Македония и запылала в 2001 году.
Иными словами, дело было вовсе не в Милошевиче и его "авторитаризме"; что же до Софии, то ей, в случае попыток сопротивления, были обещаны аналогичные события на юге и востоке Болгарии, при усилении давления Турции на Грецию и Кипр. Иными словами, демонстрировался системный подход, которого никак не освоит Россия, и моделировался вариант создания "мусульманского пояса" от Сараево до Стамбула, что должно повлечь за собой немалые изменения на политической карте Юго-Восточной Европы. Разумеется, в зависимости от конкретных обстоятельств, возможны варианты, но основной стратегический вектор вряд ли претерпит существенные изменения в обозримом будущем.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|