«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 44% |
По сути, перед нами не только факт селекции страдающих детей, но и прямое утверждение Западом своего права на равнодушие к страданиям "неправильного" народа - а этого, в общем-то, никто не позволял себе делать, по крайней мере вслух, даже и по отношению к немецким детям в годы Второй мировой войны. Налицо явная мутация бывших до сих пор обязательными норм поведения, которую можно считать психологической составляющей той глобальной мутации послевоенного миропорядка, о которой речь шла выше и которая стала результатом "конца Ялты и Потсдама". Несомненно, решиться сказать так можно было лишь в твердой уверенности, что общественность не будет шокирована - и она, действительно, не была шокирована.
Более того, напрашивается весьма обоснованный вывод, что именно крах СССР и "конец Ялты и Потсдама" позволили наконец-то общественному мнению Запада заговорить на более органичном для него языке права на господство, права быть одновременно "предназначенными человечеству судьей, присяжными заседателями и исполнителем приговора в одном лице", как пишет политолог Артур Шлезингер о своей родине, США. Наконец, удовлетворить свои затаенные желания и комплексы, в ряду которых склонность к дегуманизации сербов и стремление увидеть Сербию вообще исчезнувшей с карты Европы, исторически играли далеко не последнюю роль.
Устойчивая неприязнь к этому народу заявляет о себе еще в английской энциклопедии 1664 года, где он характеризуется как "грубый и неотесанный, к тому же все пьяницы; люди здесь так лживы, что доверять им можно с большой осторожностью". Великие французские энциклопедисты (1765 год) объявили, что эта страна не имеет "ни культуры, ни денег", и насчитали здесь "едва ли тысячу христиан" - великолепные древние православные монастыри, видимо, в счет не шли. Позже император Франц-Иосиф выскажет откровенное желание, чтобы Сербия вообще перестала существовать. А в 1915 году увидит свет доклад Фонда Карнеги, посвященный Балканским войнам и, в частности, теме восстания албанцев в Косово (1913-1914), откровенно демонизировавший сербов.
Корни такой крепкой неприязни, а также столь устойчиво преемственной политики Запада в этом регионе (за немногими исключениями, о которых речь впереди) уходят в глубокое прошлое. В своем выступлении на Московской конференции директор Института истории Сербской академии наук Славенко Терзич напомнил о том, что исторически Сербия всегда была точкой, где лицом к лицу сходились "Рим" и ненавистная ему "Византия", западно-христианская и восточно-христианская цивилизации. "Стратегия США и НАТО по отношению к Юго-Восточной Европе до крайности схожа со стратегией, проводившейся Австро-Венгрией в XIX и в начале XX века. И в то время, и теперь явные стремления к захвату чужих территорий и нарушение основных принципов международного права маскируются разговорами о преследовании, якобы, высших цивилизацион-ных и культурных целей".
Один из идеологов этого направления, Беньямин Калай, подчеркивал "невозможность сосуществования (курсив мой - К.М.) духовного мира Юго-Восточной и Западной Европы", а баварский историк Якоб Фалмерер в своих трудах призывал к решительной расправе с "наследниками Византии".
Параметры такого уничтожения, а также его геополитические цели, не мудрствуя лукаво, обозначали военные. Так, начальник Австро-Венгерского Генерального Штаба, генерал Бек, в меморандуме, датированном декабрем 1915 года, подчеркивал, что "стратегический ключ к Балканам находится скорее в Косово и Македонии, чем в Константинополе. Кто будет владеть этими областями, обеспечит себе военно-политическое превосходство и в Юго-Восточной Европе". Турки, напоминал он, овладели Балканами после битвы на Косовом поле (1389), а не после падения Константинополя (1453). Вот почему, настаивал Бек, в орбите Австро-Венгрии должны быть удержаны Косово и Македония - "даже ценой большой войны"; однако для достижения этих стратегических целей следует вывести из игры фактор сербской силы.
Меморандум Бека, написанный в начале XX века, как видим, во многом является ключом к событиям, развернувшимся на Балканах в последнее его десятилетие. Достаточно взглянуть на размещение сил НАТО после лета 1999 года, чтобы убедиться в этом. И хотя нити процесса теперь сходятся не к Австро-Венгрии, цель его остается той же. Терзич справедливо определяет ее как стремление создать в Юго-Восточной Европе давно запланированную систему маленьких государств-сателлитов, располагающих одинаковыми силами и испытывающих постоянное недоверие к своим соседям. Как говорят американцы, без "локальной силы регионального масштаба", каковой здесь исторически являлась Сербия, ставшая не только не нужной, но и - со своей устойчивой "византийской" и пророссийской ориентацией - даже опасной, едва лишь в качестве глобальной цели Запада вновь обозначилось продвижение на Восток.
Исторически отношение западных держав к Сербии/Югославии всегда было прагматичным и циничным. В годы Первой мировой войны, когда Англия и Франция увидели в ней сильного союзника но борьбе против Германии, Австро-Венгрии и Турции, в Европе, на очень короткий срок, воцарился настоящий культ сербов, чью доблесть воспевали и чьи воинские подвиги прославляли.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|